ФАС предлагает дополнить рекламу энергетических напитков информацией о вреде их чрезмерного употребления. Письмо с предложением службы направлено в Госдуму.. Представители индустрии призывают стимулировать разумное потребление энергетиков и «не демонизировать» сектор.
ФАС хочет предупредить
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России совместно с несколькими профильными министерствами предложила ввести обязательные предупреждения о вреде чрезмерного употребления энергетиков в рекламе. Эта информация содержится в письме председателя комитета Госдумы по экономической политике Максима Топилина, направленном главе аппарата правительства Дмитрию Григоренко, пишет РБК, ссылаясь на копию документа. В пресс-службе ФАС подтвердили, что инициатива была передана в Госдуму, в аппарате Григоренко также подтвердили получение письма.
Изменения предложено внести в закон «О рекламе». Инициатива была согласована с Минздравом, Минфином, Минэкономразвития и Минпромторгом. Если предложение будет одобрено, размещение предупреждений о вреде энергетиков в рекламе станет обязательным. В радиорекламы предупреждение должно длиться не менее трех секунд, в видеорекламе — не менее пяти секунд, а в статичной рекламе занимать не менее 10% рекламного пространства.
Инициатива ФАС ранее обсуждалась на совещании в комитете Госдумы по экономической политике, главной темой которого был запрет продажи энергетиков несовершеннолетним. Соответствующий закон был принят летом 2024 года и вступит в силу в марте 2025 года. С весны будущего года продавцы будут обязаны запрашивать у покупателей энергетических напитков документы для подтверждения возраста, как это сейчас делается с алкоголем. Кроме того, устанавливается запрет продажи энергетиков в упаковках объемом более 0,5 литра. Кроме того, регионам предоставлено право устанавливать списки мест, где продажа безалкогольных тонизирующих напитков запрещена, а также ограничивать время и места продажи энергетиков.
ЛДПР предлагала запретить
Отгосрегулировать рекламу энергетических напитков хотят и в ЛДПР. В октябре 2023 года депутаты-однопартийцы, возглавляемые председателем комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославом Ниловым, предложили внести изменения в закон «О рекламе», добавив в перечень объектов, запрещенных к рекламе, понятие «тонизирующие (энергетические) напитки». В пояснительной записке авторы законопроекта отметили, что с 2018 года в России запрещены производство и оборот слабоалкогольных энергетических напитков, однако производство и продажа безалкогольных энергетиков остаются легальными. «Учитывая наносимый энергетиками вред здоровью детей, подростков, молодежи и взрослого населения, полагаем необходимым установление на федеральном уровне запрета распространения рекламы этих напитков, как это установлено в отношении табака», — говорится в документе. Депутатская инициатива не встретила понимания в правительстве РФ, которое заключило, что «предлагаемый законопроектом запрет существенно ограничит права лиц, занимающихся производством и реализацией тонизирующих напитков» и напомнило, что в законе уже «предусматриваются необходимые меры по защите несовершеннолетних от злоупотребления тонизирующих напитков». Сейчас рассмотрение законопроекта отложено.
Мнение эксперта
Комментируя инициативу ФАС, президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков заявил, что отраслевой союз поддерживает предложение о введении специального предупреждения в рекламе. При этом Максим Новиков отметил, что безалкогольные тонизирующие напитки сами по себе не являются опасными или вредными и призвал создать «гармоничный баланс, чтобы способствовать разумному потреблению и избежать “демонизации” категории энергетических напитков».
Требования к упаковке и рекламе энергетиков в ЕС и США
В странах Европейского Союза и США существует ряд требований к упаковке энергетических напитков и их рекламе.
Основные требования к упаковке включают с себя:
1. Указание содержания кофеина: на этикетках должно быть четко указано количество кофеина в миллиграммах на порцию, а также общее количество кофеина на 100 мл;
2. Предупреждения: на банке с напитком нужно размещать предупреждения о том, что напитки не рекомендуются для детей, беременных и кормящих женщин, а также о том, что они не должны употребляться в больших количествах.
В разных странах ЕС существуют собственные правила рекламы энергетических напитков. Так, во Франции такая реклама запрещена на телевидении и в кино, в Италии установлены временные ограничения на ее трансляцию, в Дании ее размещение запрещено в детских и юношеских телепередачах, а в Швеции, помимо информации о содержании кофеина, в рекламе энергетиков должен присутствовать призыв вести здоровый и активный образ жизни.
В США также есть ряд требований к рекламе энергетических напитков. Например, такая реклама не должна быть направлена на детей младше 12 лет. Это включает в себя использование персонажей, знаменитостей или других элементов, которые могут привлечь молодежную аудиторию. В случае если реклама содержит научные данные или статистику, они должны быть достоверными и актуальными. Кроме того, на рекламу энергетических напитков, как и на любую другую, распространяется «правило честности» — бренды не могут делать ложные заявления о безопасности или преимуществах своих продуктов.
Согласно оценкам BusinesStat, производство энергетических напитков в России за период с 2019 по 2023 год увеличилось в 2,2 раза — с 498 до 1 096 млн литров. Растущий спрос на энергетики побудил производителей разнообразить свою продукцию. Приостановление маркетинговой активности Coca-Cola (бренд «Energy») PepsiCo (бренд «Adrenaline Rush») и Red Bull GmbH (бренд «Red Bull») в России в 2022 году также стали дополнительными стимулом для отечественных компаний вступить в борьбу за перспективный рынок. Свои энергетики начали выпускать такие компании, как Пивоваренная компания «Балтика», «Объединенные пивоварни — Холдинг» (ранее «Объединенные Пивоварни Хейнекен») и группа «Абрау-Дюрсо», помимо традиционных производителей безалкогольных напитков.