Министерство экономического развития хочет запретить маркетплейсам устраивать распродажи за счет продавцов. Сейчас маркетплейсы без согласия селлера могут в рамках акций снизить цену на его товар. А если селлер отказывается участвовать в стимулирующем мероприятии торговой площадки и снижать цену, то ему могут просто поднять комиссию за обслуживание. Это согласуется с офертой платформ и позволяет площадкам сохранить прибыль, но лишает продавцов части заработка. В министерстве нашли такой подход несправедливым и предложили внести в готовящийся закон о платформенной экономике пункт, обязывающий маркетплейсы согласовывать с селлером любое изменение скидок и наценок.
ФАС и «Опора России» сомкнули щиты: они тоже против единого оператора цифровой наружной рекламы
Принятый Госдумой в первом чтении законопроект об изменениях в закон “О рекламе”, предусматривающий создание единого оператора цифровой рекламы и классифайдов, вызвал вопросы у Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Одновременно свой критический отзыв направила председателю Госдумы Вячеславу Володину “Опора России”. Эксперты неоднозначно оценивают перспективы принятия поправок Госдумой во втором чтении.
Антимонопольщики против
Законопроект депутата Артема Кирьянова о создании единого оператора цифровой рекламы не нашел поддержки со стороны ФАС, сообщил «Интерфакс». По информации агентства, ведомство подготовило отрицательный отзыв на законопроект. В службе считают, что появление на рынке единого оператора цифровой рекламы ухудшит положение других участников рынка, а отсутствие конкуренции приведет к росту стоимости как самой рекламы, так и отдельных продуктов. Если говорить о контроле за содержанием рекламы, то он уже осуществляется антимонопольным ведомством в рамках действующего закона о рекламе, считают в ФАСе. Автор законопроекта предлагает возложить контролирующие функции на ту же частную компанию, которая получит статус единого оператора.
Поправки в закон «О рекламе» (законопроект №160605–8) депутат-единоросс Артем Кирьянов, заместитель председателя комитета по экономической политике, внес в Думу 8 июля — на следующий день после того, как нижняя палата парламента провела последнее заседание весенней сессии. Автор предложил установить особый режим распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций, а также размещения электронных объявлений физических лиц: создать единого оператора, который будет отвечать за размещение всей цифровой наружной рекламы и объявлений частных лиц, которые публикуются не в целях осуществления предпринимательской деятельности. 15 июля законопроект был принят в первом чтении на внеочередном пленарном заседании, для участия в котором депутатам пришлось прервать отпуска.
В ФАС раскритиковали положение о праве единого оператора на заключение договоров о размещении цифровой рекламы сроком на 30 лет без проведения торгов. По закону “О рекламе” для владельцев рекламных конструкций это срок сейчас составляет 5–10 лет. По словам источника “Интерфакса”, в ФАСе назвали 30-летние срок действия договоров чрезмерным, в том числе потому, что он превысит срок службы транспортных средств, на которых будет размещаться реклама. Кроме того, настолько длительные контракты будут препятствовать выходу на рынок малого и среднего бизнеса.
Среди прочих претензий к законопроекту – отсутствие обязанности единого оператора соблюдать ГОСТы в отношении рекламных конструкций на недвижимое имущество и согласовывать размещение рекламы с муниципалитетами.
По мнению ведомства, предложенные изменения, касающиеся работы классифайдов, выходят за рамки закона “О рекламе”. В ФАСе с непониманием отнеслись к предложению объединить под крылом единого оператора и наружную цифровую рекламу, и объявления в интернете. В службе считают, что создание единого оператора может привести к сворачиванию деятельности других игроков в регионах, где самые привлекательные места перейдут к одному привилегированному игроку.
Малый и средний бизнес не согласен
Одновременно с ФАС с критикой предложенных поправок выступила общественная организация «Опора России», защищающая интересы малого и среднего бизнеса. 25 июля организация направило письмо председателю Госдумы Вячеславу Володину. В письме (имеется в распоряжении редакции) описаны последствия, к которым может привести принятие изменений в закон:
— уничтожение рынка наружной рекламы в России;
— серьезный ущерб в секторе электронной коммерции и сопутствующих видах предпринимательства;
— предоставление необоснованных преференций в части соблюдения ГОСТов;
— ограничение отраслевого и регионального законодательства, положения которого регулируют правоотношения в сфере сохранения культурного наследия;
— вмешательство в полномочия региональных органов управления;
— угроза кибербезопасности личных данных пользователей;
— необоснованная монополизация рынка.
Отдельным пунктом авторы письма выделили «отсутствие в законопроекте новых положений, направленных на достижение поставленных целей по защите национальных интересов РФ».
Расширенный список рецензентов
Отзывы на законопроект Кирьянова готовят сразу восемь федеральных органов исполнительной власти, рассказал ADPASS источник, осведомленный о ходе работы над документом. Первоначально правительство направило поправки на отзыв пяти ведомствам — Минцифры, Минюсту, Минфину, Минэкономразвития и в ФАС. Однако затем в список добавили Минтранс, Минстрой и даже Министерство иностранных дел. При этом Минцифры, которое было изначально назначено головным исполнителем по отзыву, заменили на ФАС.
Расширение списка ведомств, которые готовят отзывы на законопроект Кирьянова, может усложнить прохождение документа, считает Дмитрий Крючков, член «Деловой России» и экспертного совета по применению законодательства о рекламе при ФАС. При этом он называет странным то, что в списке ведомств отсутствует Министерство внутренних дел, в ведении которого находятся вопросы, связанные с безопасностью дорожного движения и соблюдением нормативов при установке наружной рекламы. Поправки затрагивают строительные нормы на установку рекламных конструкций, в том числе ГОСТы, за утверждение и изменение которых отвечает Минстрой. Однако установка рекламных конструкций вдоль транспортных магистралей влияет на безопасность дорожного движения, поэтому здесь требуется заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), а не только Минтранса, рассуждает Крючков. Кроме того, законопроект напрямую вклинивается в сферу ведения муниципалитетов и субъектов федерации, поэтому требуется также позиция Совета федерации.
В России рекламную отрасль курирует ФАС и позиция антимонопольной службы является ключевой для формирования отзыва правительства. “По существующему регламенту, если замечания правительства окажутся критическими и будут кардинальным образом противоречить концепции поправок Кирьянова, принятых Думой в первом чтении, нельзя исключать, что законопроект придется повторно рассмотреть в первом чтении, — считает Крючков. — Но, учитывая аппаратный вес инициаторов законопроекта, возможен любой сценарий развития событий”.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Роскомнадзор впервые с осени прошлого года опубликовал информацию о штрафах за нарушение закона о маркировке интернет-рекламы. Выяснилось, что ведомство все-таки штрафует участников рынка, правда, предписаний не так много и суммы по ним невелики. В январе-октябре 2024 года Роскомнадзор выписал 344 штрафа за нарушения маркировки интернет-рекламы на 21,3 млн рублей, рассказал представитель регулятора на конференции «Рекламное право`2024». Больше всего предписаний выдано за отсутствие маркировки — 202 постановления на 14,4 млн рублей.
Работники судебных и регуляторных органов всех стран как сговорились и единым фронтом пошли на технологических гигантов. Meta* должна ограничить использование персональных данных в рекламе. Google — допустить сторонние магазины в Google Play. TikTok — не навязывать рекламу, Amazon — ответить за злоупотребление монопольным положением.
Минцифры и Роскомнадзор повесили на своих сайтах для общественного обсуждения проекты нескольких документов, определяющих порядок регистрации в РКН владельцев персональных страниц с аудиторией более чем 10 тыс. пользователей, а также требования к соцсетям по маркировке таких страниц. ADPASS подготовил на их основе памятку для блогеров.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы