26.09.2022, 09:53

Mozilla: кнопки «не нравится» и «не интересует» на YouTube не работают

Mozilla Firefox не хочет сдаваться в давно проигранной конкурентной войне с Google. На этот раз разработчик некогда популярного браузера напомнил о себе, выпустив исследование, объектом которого стали рекомендательные алгоритмы видеохостинга YouTube, принадлежащего Google Alphabet Inc. Специалисты Mozilla выяснили, что кнопки «не интересует», «не нравится» в YouTube практически не работают для пользователей. В Alphabet считают, что исследование проводилось некорректно и не имеет практической ценности.

Mozilla Foundation — некоммерческая организация, поддерживающая браузер Firefox и почтовый клиент Thenderbird, а также выступающая с различными инициативами по улучшению мировой сети, противостоит корпорации Google по меньшей мере с 2008 года, когда последняя начала кампанию по выдавливанию конкурентов с рынка после запуска Google Chrome. К 2012 году поисковик Google стал самым популярным в мире. В 2021 год им пользовалось более 3,2 млрд человек. В августе этого года доля рынка, приходящаяся на Google Chrome, составила 65,52%. Mozilla Firefox с 3,16% занимает лишь четвертое место среди поисковиков, уступая Safari (18,78%) и Microsoft Edge (4,3%).

В исследовании Mozilla были задействованы данные 22 722 человек, собранные в период с декабря 2021 года до июня 2022-го. За это время его участники поделились около 600 млн видеорекомендаций через YouTube Regrets.

Концепт YouTube Regrets, реализованный в виде дополнения к браузерам Mozilla Firefox и Google Chrome, представили в 2019 году. Это дополнение призвано помочь пользователям лучше контролировать рекомендации и избавляться от вредоносного контента. Кроме того с разрешения пользователя YouTube Regrets собирает данные об использовании возможностей дополнения и о просмотренных видео для исследования работы алгоритмов сервиса и их улучшения.

Респонденты Mozilla отправляли на YouTube разные реакции на видео — «не нравится», «не интересно», «не рекомендую канал», «удалить из истории».

Из образовавшегося массива исследователями было сформировано 44 тыс. пар видео — одно отклоненное и одно рекомендованное. После чего они сами или с помощью машинного обучения оценивали, была ли рекомендация слишком похожа на видео, которое пользователь отклонил.

Полученные результаты говорят не в пользу YouTube. Если кнопки «не рекомендовать видео с этого канала» и «удалить из истории просмотра» предотвратили 43% и 29% нежелательных рекомендаций, то реакции «не нравится» и «не интересует» — всего 12% и 11% соответственно.

Почти 40% участников исследования отметили, что использование функций YouTube не оказало сильного влияния на рекомендации. Только 27,6% пользователей могли с уверенностью сказать, что их рекомендации изменились. Четверть отметила, что результат был смешанным: в большинстве случаев нежелательные видео все равно оказывались в рекомендациях. В целом рекомендации YouTube вызывают у пользователей чувство, что у них нет над ними контроля.

На основании всего этого исследователи сделали вывод, что алгоритм, который отвечает за рекомендации, неэффективен. Пожелания пользователей не влияют на его работу должным образом. С их точки зрения платформе нужны перемены. Возможности контроля рекомендаций должны быть более понятными, и пользователь должен иметь больше влияния на них. Mozilla также настаивает на том, чтобы YouTube предоставлял доступ к данным для исследователей и чтобы его методы работы были более прозрачными.

«Мы узнали, что многие люди используют метод проб и ошибок, чтобы контролировать свои рекомендации, но мало преуспевают в этом. Механизмы контроля пользователей YouTube неадекватны для предотвращения нежелательных рекомендаций», — подытоживается в исследовании Mozilla Foundation.

В Google уже отреагировали на исследование, указав, что в нем не учитывается, как именно устроены элементы пользовательских реакций YouTube.

Представитель YouTube Елена Эрнандес заявила The Verge, что нежелательные видео не исчезают из рекомендаций намеренно. Таким образом платформа защищает пользователей от попадания в информационный пузырь. Исследование Mozilla не учитывает, как работает эта система: кнопка «Не интересует» убирает только конкретное видео, а «Не рекомендовать этот канал» убирает только конкретный канал.

Компания заявляет, что не стремится прекратить рекомендации всего контента, связанного с темой, мнением или спикером.

Исследователь Mozilla Бекка Рикс отмечает, что не всегда ясно, что на самом деле делают различные элементы управления, а платформы крайне неохотно раскрывают публике принципы работы своих алгоритмов. «Платформа может настроить, какие из этих сигналов имеют наибольший вес в ее алгоритме, но наше исследование показывает, что отзывы пользователей не всегда могут быть самыми важными», — сказала Рикс.

На своем сайте Mozilla Foundation опубликовала петицию, чтобы сподвигнуть YouTube исправить выявленные ей проблемы и дать пользователю контроль над рекомендациями.

Критика работы Google фондом и его сотрудниками длится не первый год.

В 2018 году один из сотрудников Mozilla рассказал, что Google замедляет работу YouTube на всех браузерах за исключением Google Chrome.

В 2019 году Mozilla уже изучала опыт взаимодействия пользователей с Youtube. В рамках кампании YouTube Regrets организация собрала истории пользователей об их негативном взаимодействии с платформой. В некоторых случаях рекомендованные видео чрезвычайно негативно влияли на эмоциональное состояние зрителей: например, после просмотра детского мультфильма про поезд рекомендации выдавали видео крушений поездов.

Исследование Mozilla, которое было опубликовано в июле 2021 года, показало, что YouTube рекомендует пользователям видео, содержащие дезинформацию, изображения жестокости, хейтспич и спам. 71% видео, отмеченных пользователями как «нежелательные», были рекомендованы алгоритмом. Причем вероятность наткнуться на нежелательное видео на 60% больше у неанглоязычных пользователей.

В этом «противостоянии» бывших конкурентов есть одна забавная деталь: Mozilla с 2015 года, по сути, живет на отчисления, которые Google переводит ей за то, что он по умолчанию является поисковой системой в браузере Firefox. Mozilla ежегодной получает от Google за это около $400 млн, или 75-95% всего своего дохода.

Авторы:
Надежда Еникеева
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
27.03.2024
Проще простого
24.03.2024
Редакция ADPASS
18.03.2024
Как сделать спецпроект
в ВК мессенджере?