Чем живёт e-com в Европе: 4 тренда, которые могут перенять российские маркетплейсы
Покупателям не нравятся платные возвраты
В последнее время сразу несколько крупных европейских компаний, включая Zara и Uniqlo, ввели платные возвраты товаров. По данным отчета Mollie за 2023 год:
-
Около 20% европейских покупателей не будут заказывать товары онлайн, если с них возьмут плату за возврат в случае, когда вещь не подошла по фасону, цвету или размеру.
-
27% потребителей товар закажут в любом случае.
-
Около 40% опрошенных засомневаются, стоит ли переплачивать.
Из российских маркетплейсов практику платных возвратов активно применяет Wildberries. Покупателям это, конечно, не очень нравится. Так, к примеру, жительница Москвы по ошибке оформила покупку 196 товаров, которые «лежали» в корзине на сайте маркетплейса. Сумма внушительная — 113 тысяч рублей. Буквально через несколько минут девушка обратилась в техподдержку, но безуспешно. Все товары спустя несколько дней поступили в ПВЗ. Покупательница их, конечно, не забрала. В итоге с ее карты списали почти 11,5 тысяч рублей за платный возврат, плюс в личном кабинете сформировался долг в 8,5 тысяч рублей. Разгневанная москвичка обратилась в суд.
Решение суда — в пользу покупательницы. Маркетплейс должен вернуть клиентке списанные деньги в размере 11,5 тысяч рублей, аннулировать долг в ЛК, выплатить компенсацию морального вреда — 5 тысяч рублей. Кроме того, маркетплейс обязали выплатить штраф за то, что он не сделал возврат средств добровольно — это еще почти 8 тысяч рублей. И хотя название маркетплейса в этом конкретном случае не уточняется, мы, кажется, догадываемся, что это за платформа.
Покупатели более пристально обращают внимание на цены
Европейские потребители становятся более выборочными и ориентированными на цену.
-
За последний год более половины (54%) опрошенных сервисом Mollie сообщили, что выбирают товары по минимально возможной цене, экономят.
-
Около 50% респондентов заявили, что они стали тратить больше личного времени, изучая цены и подыскивая дешевый товар на площадках.
-
Помимо выгодной цены, потребители обращают внимание на возможность бесплатной доставки, возврата товара.
-
Еще один «крючок», который цепляет покупателей (около 50%) — это предложение скидки в тот момент, когда пользователь хочет уйти с сайта.
Потребители планируют больше тратить на шопинг в будущем
В целом европейские потребители довольно оптимистично настроены.
-
Около половины опрошенных (47%) уверены, что экономическая ситуация в их стране улучшится в течение следующих 6–12 месяцев.
-
18% потребителей думают, что экономическая ситуация в Европе будет только ухудшаться.
Эти цифры напрямую сказываются на прогнозе расходов. Почти половина респондентов заверяют, что они потратят на шопинг гораздо больше в следующие 12 месяцев. Каждый пятый (20%) сообщает, что сократит траты на покупки.
Удобный платеж
Еще одна ключевая тема — платежи. В отчете об электронной коммерции Европы за 2023 год говорится, что предложение быстрого и эффективного способа оплаты — это основной фактор, убеждающий потребителей покупать на той или иной площадке повторно.
Почти 30% опрошенных европейских потребителей обращают внимание именно на удобный и безопасный процесс оплаты и оформление заказа. Конечно, европейский и российский рынок e-com отличаются и по объему, и по специфике, но в целом предпочтения и ожидания покупателей «у них и у нас» очень схожи.
Стоит отметить, что в России основной рост рынка e-com происходит за счёт маркетплейсов — за первое полугодие 2023 года, по данным Data Insight, два главных маркетплейса Wildberries и Ozon выросли на 35%.
По прогнозу Data Insight на этот год, рост доли Wildberries и Ozon по объему онлайн-продаж достигнет 53%. При этом, ключевыми драйверами роста российских маркетплейсов являются:
-
Сила брендов самих площадок.
-
Десятки тысяч селлеров обеспечивают более полный и стабильный ассортимент, чем любая ритейл-команда.
-
А также большое количество пунктов выдачи заказов.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Люди творческих профессий, к которым сегодня вполне можно отнести дизайнеров, копирайтеров, контент-мейкеров, очень чувствительны к любому проявлению конкуренции. Но если раньше приходилось соперничать в творческой среде, демонстрируя свой талант коллегам по цеху, то сегодня нужно противостоять угрозам извне.
Реклама бывает разной: провокационной, ностальгической или просто с выгодным предложением. Форма креатива зависит от цели конкретной рекламной кампании — нужно ли повысить узнаваемость бренда и поддержать вечные ценности, всех удивить и привлечь аудиторию на сайт или увеличить продажи. Для повышения узнаваемости и привлечения внимания, часто используют видеорекламу. Про нее мы и поговорим в этой статье.