ADPASS рекомендует материал к прочтению
SellerDen
09.10.2023, 11:00

Чем живёт e-com в Европе: 4 тренда, которые могут перенять российские маркетплейсы

Каким образом формируется электронная коммерция в Германии, Великобритании, Франции, Нидерландах и Бельгии? Одна из крупнейших европейских финтех-компаний Mollie опросила почти 5 тысяч потребителей, чтобы опубликовать целый отчет об электронной коммерции за 2023 год. Mollie — это нидерландский платежный сервис, однако, выводы касаются сразу нескольких европейских рынков e-com. Что из зарубежного опыта может быть полезно российским маркетплейсам?

Покупателям не нравятся платные возвраты

В последнее время сразу несколько крупных европейских компаний, включая Zara и Uniqlo, ввели платные возвраты товаров. По данным отчета Mollie за 2023 год:

  • Около 20% европейских покупателей не будут заказывать товары онлайн, если с них возьмут плату за возврат в случае, когда вещь не подошла по фасону, цвету или размеру.

  • 27% потребителей товар закажут в любом случае.

  • Около 40% опрошенных засомневаются, стоит ли переплачивать.

Из российских маркетплейсов практику платных возвратов активно применяет Wildberries. Покупателям это, конечно, не очень нравится. Так, к примеру, жительница Москвы по ошибке оформила покупку 196 товаров, которые «лежали» в корзине на сайте маркетплейса. Сумма внушительная — 113 тысяч рублей. Буквально через несколько минут девушка обратилась в техподдержку, но безуспешно. Все товары спустя несколько дней поступили в ПВЗ. Покупательница их, конечно, не забрала. В итоге с ее карты списали почти 11,5 тысяч рублей за платный возврат, плюс в личном кабинете сформировался долг в 8,5 тысяч рублей. Разгневанная москвичка обратилась в суд.

Решение суда — в пользу покупательницы. Маркетплейс должен вернуть клиентке списанные деньги в размере 11,5 тысяч рублей, аннулировать долг в ЛК, выплатить компенсацию морального вреда — 5 тысяч рублей. Кроме того, маркетплейс обязали выплатить штраф за то, что он не сделал возврат средств добровольно — это еще почти 8 тысяч рублей. И хотя название маркетплейса в этом конкретном случае не уточняется, мы, кажется, догадываемся, что это за платформа.

Покупатели более пристально обращают внимание на цены

Европейские потребители становятся более выборочными и ориентированными на цену.

  • За последний год более половины (54%) опрошенных сервисом Mollie сообщили, что выбирают товары по минимально возможной цене, экономят.

  • Около 50% респондентов заявили, что они стали тратить больше личного времени, изучая цены и подыскивая дешевый товар на площадках. 

  • Помимо выгодной цены, потребители обращают внимание на возможность бесплатной доставки, возврата товара.

  • Еще один «крючок», который цепляет покупателей (около 50%) — это предложение скидки в тот момент, когда пользователь хочет уйти с сайта.

Потребители планируют больше тратить на шопинг в будущем

В целом европейские потребители довольно оптимистично настроены.

  • Около половины опрошенных (47%) уверены, что экономическая ситуация в их стране улучшится в течение следующих 6–12 месяцев.

  • 18% потребителей думают, что экономическая ситуация в Европе будет только ухудшаться.

Удобный платеж

Еще одна ключевая тема — платежи. В отчете об электронной коммерции Европы за 2023 год говорится, что предложение быстрого и эффективного способа оплаты — это основной фактор, убеждающий потребителей покупать на той или иной площадке повторно.

Почти 30% опрошенных европейских потребителей обращают внимание именно на удобный и безопасный процесс оплаты и оформление заказа. Конечно, европейский и российский рынок e-com отличаются и по объему, и по специфике, но в целом предпочтения и ожидания покупателей «у них и у нас» очень схожи.

По прогнозу Data Insight на этот год, рост доли Wildberries и Ozon по объему онлайн-продаж достигнет 53%. При этом, ключевыми драйверами роста российских маркетплейсов являются:

  • Сила брендов самих площадок.

  • Десятки тысяч селлеров обеспечивают более полный и стабильный ассортимент, чем любая ритейл-команда.

  • А также большое количество пунктов выдачи заказов.

Вам понравится

Wunder Digital Agency
10.05.2024
NT Technology
15.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?