27.06.2025, 12:11

Коуч, психотерапевт, товарищ и плохой любовник. Как используют нейросеть Claude компании Anthropic в эмоциональном плане

2,9% пользователей нейросети Claude используют ее для того, чтобы получить эмоциональную поддержку. Чаще всего у чат-бота просят совета по поводу межличностных отношений. Для каждого трехсотого пользователя нейросеть — психотерапевт. Для такого же числа людей — товарищ. Для каждого сотого — коуч. Компания Anthropic, разработавшая нейросеть, изучила, как именно это происходит и выпустила доклад об аффективном (эмоциональном) использовании чат-бота, первое исследование на данную тему.

Аффективный помощник

Хотя нейросеть Claude не предназначена для эмоциональной поддержки, небольшое, но значимое число пользователей использует ее в таких целях. В докладе Anthropic «Как люди обращаются к Claude за поддержкой, советом и товариществом» рассказывается об аффективном использовании нейросети. «Аффективными» разговорами авторы доклада называют использование нейросети Claude с целью удовлетворения эмоциональных или психологических потребностей, таких как поиск совета по поводу межличностных отношений, коучинг, психологическая помощь, товарищество или сексуальная/романтическая ролевая игра.

Не изучались такие темы как подкрепление искусственным интеллектом заблуждений или теорий заговора, а также экстремальные модели использования ИИ.

Поскольку Claude.ai доступен пользователям в возрасте 18 лет и старше (во всяком случае так официально считается), авторы доклада указывают, что полученные результаты отражают то, как используют нейросеть взрослые.

2,9% разговоров с нейросетью были аффективными. По вариантам общения эти 2,9% делятся неравномерно. Чаще всего у чат-бота просят совета по межличностным отношениям — 2,26% от общего числа разговоров. В качестве коуча, наставника нейросеть использует примерно каждый сотый пользователь (1,13%). Нейросеть как психолога использовал примерно один из трехсот пользователей (0,34%). Такой же уровень популярности (0,31%) у нейросети в качестве товарища. В романтические ролевые игры играл с Claude один пользователь из 2000 (0,05%). В сексуальные ролевые игры — один из 5000 (0,02%). Маленькие цифры, отражающие романтические и сексуальыне ролевые игры связаны с тем, что Claude обучен активно препятствовать такому взаимодействию. Сумма всех этих показателей превышает 2,9, так как отдельные разговоры могли охватывать несколько категорий.

С какими целями пользователи ведут аффективные разговоры с нейросетью Claude. Красный цвет — совет по межличностным отношениям. Зеленый — коучинг. Фиолетовый — психотерапия/консультирование. Синий — товарищество. Розовый — романтические ролевые игры. Желтый — сексуальные ролевые игры.

Какие темы люди обсуждают с Claude

Люди обращались к нейросети Claude как с повседневными проблемами, так и с более глубокими философскими вопросами. Очень часто пользователи спрашивали совета у чат-бота в переходные моменты жизни — в связи со следующим шагом в карьере, в работе над личностным ростом. Беседы с нейросетью- «коучем» затрагивали широкий спектр тем — от практических вопросов до философских.

Спрашивая совет по межличностным отношениям, чаще всего пользователи поднимали следующие темы: как улучшить навыки коммуникации в письменном и личном общении (3,8% запросов в данной категории), как развивать и улучшать романтические отношения (3,5%), помочь проанализировать психологию и динамику отношений (2,2%).

Обращаясь к нейросети как к коучу, пользователи чаще всего просили разработать стратегию саморазвития и личностного роста (4,5%). Второе место по популярности (по 2,5%) делили две темы: изучение философских концепций бытия, сознания, смысла жизни и разработка персональной стратегии поиска работы и смены карьеры.

Нейросеть, используемую в качестве психотерапевта, чаще всего просили о следующем: разработать стратегию решения проблем душевного здоровья и эмоционального состояния (4,6%), помочь овладеть знаниями и профессиональными навыками в психотерапевтической практике (4,5%), создавать и управлять клинической документацией и материалами по оценке психологического состояния (3,3%). Если этими темами скорее интересовались люди в профессиональных целях, заметное число запросов было от людей, использовавших нейросеть для психологической поддержки: чтобы помочь справиться с необычными психологическими симптомами, тревогой (3,3%), помочь в ситуации экзистенциального кризиса, потери смысла жизни (2,9%), помочь справиться со стрессом на рабочем месте (2,7%).

Общаясь с нейросетью как с товарищем, люди чаще всего обсуждали следующие темы: развитие романтических отношений (7,2%), самоанализ, экзистенциальные вопросы (4,7%), поддержка в эмоционально неблагополучный период жизни (3,2%).

В каких случаях Claude отказывался помогать пользователям

Нейросеть редко отказывала пользователям в поддержке, продолжении разговора на заданную тему. Это происходило менее чем в 10% случаев в общении на любую тему: товарищество, коучинг, советы по межличностным отношениям, психотерапия. В этом есть, по мнению авторов исследования, и плюсы, и минусы. С одной стороны, редкие отказы способствуют тому, что люди могут обсуждать деликатные темы, не опасаясь осуждения или отчуждения, что потенциально снижает стигматизацию разговоров о психическом здоровье. С другой стороны, возникают опасения по поводу «бесконечной эмпатии» со стороны ИИ, из-за чего люди могут привыкнуть к безусловной поддержке, которую редко обеспечивают человеческие отношения.

Отказы в продолжении бесед товарищеской тематики обычно были связаны с попытками пользователей перевести разговор в романтическую или сексуальную ролевую игру. Процент таких отказов самый высокий — 6%. Отказы в психотерапевтических разговорах объясняются тем, что искусственный интеллект — не живой, профессиональный психотерапевт. ИИ не может оказывать профессиональную медицинскую помощь и ставить диагноз. Нейросеть могла отказать в совете на темы межличностных отношений, когда речь шла о том, как обманывать или изменять. В коучинговых беседах отказы в помощи связаны с потенциально опасными запросами пользователей — например, о методах экстремального снижения веса.

Отказы нейросети Claude в помощи пользователю в зависимости от темы разговора. Синий цвет — товарищество. Фиолетовый — психотерапия/консультирование. Красный — межличностные отношения. Зеленый — коучинг.

Разговор с нейросетью повышает настроение

В ходе исследования выяснилось, что общение с ИИ на любую тему (коучинг, психологическая помощь, товарищество, советы по межличностным отношениям) положительно влияет на пользователей. Разговоры обычно заканчиваются немного более позитивно, чем они начались.

Изменения в настроении пользователя к концу разговора по сравнению с началом. Красный цвет — тема межличностных отношений, зеленый — коучинг, синий — товарищество, фиолетовый — психотерапия/консультирование.

Авторы исследования отмечают: «Мы не можем утверждать, что эти сдвиги представляют собой долгосрочные эмоциональные преимущества — наш анализ охватывает только выраженный язык в отдельных разговорах, а не эмоциональные состояния. Но отсутствие четких негативных спиралей обнадеживает». Как минимум, Claude не оказывает негативного влияния на эмоциональное состояние пользователя. Для того, чтобы понять, сколько длится позитивное влияние, необходимы дальнейшие исследования. Кроме того, остался неизученным вопрос о том, может ли позитивное взаимодействие с нейросетью привести к эмоциональной зависимости.

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Редакция ADPASS
21.11.2025
Редакция ADPASS
21.11.2025
Редакция ADPASS
17.11.2025
За длинным бонусом: 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки

Большинство американцев готовы делиться персональными данными ради скидок и бонусов, хотя почти все переживают из-за возможных утечек и до конца не понимают, как ритейлеры распоряжаются собранной информацией. Многие из них всё чаще оказываются в ситуации, когда желание сэкономить конкурирует с тревогой за сохранность персональных данных. По данным опроса компании Incogni, 78% покупателей готовы раскрыть персональную информацию ради скидки или бонуса. При этом 95% переживают из-за риска утечек, а почти каждый четвертый уже сталкивался с подобными инцидентами. Чаще всего респонденты без колебаний делятся номером телефона и домашним адресом — так ответили по 60% участников исследования. Про свою сексуальную активность в обмен на скидку готовы рассказать лишь 4% опрошенных.