ADPASS рекомендует материал к прочтению
Мессенджер Compass
28.11.2024, 10:33

Технологии, work-life balance и никаких «начальник всегда прав» — как зумеры меняют корпоративную культуру

Каждое поколение руководителей приносит в корпоративную культуру что-то свое. Но зумеры — отдельная история. Речь идет о первом поколении, которое выросло с интернетом и смартфонами в руках. Рассказываем, чем представители поколения Z отличаются от остальных и как это отразится на стиле управления.

Зумеры или представители поколения Z — это люди, которые, согласно теории поколений, родились в 1995–2012 годах. Часть из них уже активно работает, а некоторые даже доросли до руководящих должностей. В ближайшие годы руководителей-зумеров станет еще больше — и это сильно отразится на работе многих компаний.

По данным ресурса Glassdoor, в 2025 году 1 из 10 руководителей будет представителем поколения Z. И уже сейчас нужно предвидеть, как это повлияет на бизнес. Для понимания тенденций будем отталкиваться от особенностей зумеров и их отношения к работе. Эти особенности помогут понять, какие изменения привнесут молодые руководители в корпоративную культуру.

Активное использование технологий

Зумеры — это первое поколение, для которого цифровые технологии и сервисы стали неотъемлемой частью жизни. Поэтому руководители поколения Z активно внедряют возможности искусственного интеллекта и будут делать это в дальнейшем.

При этом ИИ решает сразу несколько задач:

  • повышает эффективность сотрудников за счет автоматизации многих процессов;

  • освобождает команду от рутины;

  • позволяет не раздувать штат и набирать только нужных сотрудников;

  • экономит время для решения творческих и стратегических задач.

Но не стоит питать иллюзий по поводу того, что зумеры без проблем осваивают любые технологии. Нередки случаи, когда молодые специалисты хорошо разбираются в социальных сетях и популярных приложениях, но испытывают сложности при работе с таблицами или другими базовыми инструментами. Еще сложнее обстоят дела с технологическими навыками, для наработки которых нужно потратить немало сил и времени. И здесь многое зависит не от поколения, а от способностей, желания учиться и дисциплины.

Сокращение количества встреч

О бесконечных и бесполезных созвонах, которые отнимают время, уже слагаются легенды. Зумеры — поколение, которое все чаще говорит о том, насколько устарел этот формат. Это не означает, что молодые руководители будут полностью отказываться от видеозвонков — скорее, сократят их количество в пользу качества.

Уже сейчас зумеры чаще используют:

  • Голосовые сообщения. Тем более ИИ помогает переводить голос в текст и выделять только ключевую информацию.

  • Переписки в корпоративных мессенджерах, где нет отвлекающих факторов.

  • Приложения с возможностью совместного доступа — для работы с документами, таблицами, организации мозговых штурмов.

  • Таск-менеджеры с безграничными возможностями для командной работы.

Гибкий график работы

Если проект требует четкого согласования графиков, то зумеры, как и любые другие руководители, делают ставку на четкое время работы. Но когда время активности сотрудника не имеет значения, график часто становится гибким. Участники команды могут выбирать, когда им быть активными: с раннего утра или ближе к вечеру.

Например, такая схема работы выбрана компанией The Z Link — американским маркетинговым агентством для зумеров. Его основательница Эрифили Гунари говорит о том, что изначально делала ставку на Z-поколение — как при наборе команды, так и при поиске клиентов. Она же отмечает важность современных технологий, а также гибкого графика работы, если это не вредит проектам. Об эффективности ее подхода можно судить по тому, что среди клиентов The Z Link есть такие гиганты, как Ikea и Deloitte.

В 2023 году компания Adobe опубликовала свое исследование, в результате которого выяснила, что зумеры чаще всего предпочитают работать по гибкому графику. При этом около 25% опрошенных указали, что эффективнее всего решают рабочие задачи с 6 вечера до 3 утра. А вот среди поколений Y и X только 15% участников отметили, что заходят в сеть после 6 вечера.

Высокие требования к уровню комфорта

Зумеры сильнее остальных поколений ценят комфорт. Это касается всего: обустройства рабочего места, техники, организации бизнес-процессов. Спартанские условия, если для них нет явной необходимости, — это не то, на что согласны молодые работники, в том числе руководители. Чем дальше — тем больше компании будут уделять внимание тому, чтобы всем сотрудникам было комфортно.

Прозрачность, открытость, уязвимость

Для предыдущих поколений свойственно четкое разделение работы и личной жизни. Поэтому руководители поколений Y и X или беби-бумеры редко приветствуют эмоциональные проявления сотрудников и чаще настаивают на том, что на работе нужно думать только о профессиональных задачах. Проявлять эмоции, показывать свою уязвимость, говорить о личной жизни и своем психическом состоянии — все это, по их мнению, нежелательно.

У зумеров подход совершенно другой. Во-первых, им важно выдерживать баланс между работой и личной жизнью, а это означает, что последняя всегда учитывается. Если рабочие задачи выходят за рамки договоренностей и мешают всему остальному, зумер, скорее всего, захочет об этом сказать. Во-вторых, зумеры больше остальных привыкли делиться личными переживаниями и эмоциями. Это первое поколение, которое уделяет так много внимания своему психическому здоровью.

В 2024 году компания Monster опубликовала отчет, из которого следует, что 92% опрошенных зумеров (а это 1000 выпускников 18–24 лет) хотят обсуждать вопросы психического здоровья на работе и при этом чувствовать себя комфортно. В том же отчете можно увидеть, что 52% зумеров готовы уволиться, если работа будет забирать слишком много времени и негативно сказываться на личной жизни.

Понимая эти особенности, руководители поколения Z будут стремиться к тому, чтобы обеспечить своим сотрудникам максимально комфортные условия

  • баланс между личной жизнью и работой;

  • возможность открыто выражать свои чувства и эмоции;

  • безопасное пространство для обсуждения таких тем, как психическое здоровье, выгорание, прокрастинация и так далее.

Зумеры уверены, что эмпатичное лидерство, а также открытое общение внутри команды намного эффективнее. Это сплачивает сотрудников, позволяет им быть собой и одновременно воспринимать работу как важную часть жизни, а не просто вынужденное занятие для зарабатывания денег.

Индивидуальный подход и поддержание нетоксичной среды

Руководители поколения Z уделяют больше внимания тому, чтобы поддерживать в команде дружелюбную атмосферу. Только при этом условии сотрудники могут быть открытыми и по-настоящему уязвимыми. Это означает, что в молодой команде нет места токсичному поведению, сплетням и другим деструктивным проявлениям.

Еще одна важная особенность зумеров — это понимание того, что каждый человек особенный, поэтому нужно делать ставку на индивидуальный подход. Если какой-то сотрудник более творческий, но регулярно нарушает дедлайны, ему стоит давать подходящие задачи с гибкими сроками. А тот, кто четко и быстро решает срочные задачи, может взять на себя именно такую работу.

Зумер, руководящий командой, должен хорошо изучить особенности каждого сотрудника, чтобы использовать их на 100%, а не пытаться затолкать всех в одинаковые рамки.

Борьба с дискриминацией и внимание к социальным вопросам

Зумеры озабочены не только своим комфортом и психическим здоровьем. Они также уделяют внимание многим социальным вопросам, заботе об окружающей среде. Одна из задач этого поколения заключается в том, чтобы приносить пользу обществу и природе. Поэтому руководители поколения Z часто становятся инициаторами благотворительных проектов и активно поддерживают инициативы, исходящие от сотрудников.

Совершенно другие авторитеты и важность обратной связи

Еще одна особенность поколения Z — это игнорирование авторитетов «по умолчанию». Если кто-то занимает в компании руководящую должность, это еще не означает, что зумеры будут его уважать и считать настоящим руководителем.

Более молодые сотрудники чаще судят лидеров по конкретным делам, умению организовать рабочие процессы, общению с командой. А еще они понимают важность диалога, качественной и конструктивной обратной связи. Зумеры плохо воспринимают «праведный гнев» руководителя — они хотят получить обоснованное мнение по поводу результатов своей работы. Это означает, что молодые лидеры будут активно уходить от позиции «начальник всегда прав». Их задача — создать условия для уважительного и конструктивного диалога.

Деньги — не единственный, но важный стимул

Нередко можно услышать о том, что молодых сотрудников меньше всего интересуют деньги. Но это не так — высокая зарплата для зумеров тоже важна. По данным ресурса Glassdoor, упоминание фразы «хорошая оплата» входит в тройку лидеров, когда представители поколения Z обсуждают преимущества работы и работодателей. Но в ту же тройку входят фразы «рабочая среда» и «гибкий график» — это еще раз подтверждает то, о чем мы писали ранее.

Отношение к деньгам меняется и в зависимости от страны. Агентство ORO провело исследование среди российских зумеров — и оказалось, что для них хороший уровень зарплаты находится на первом месте. Количество респондентов — 1502 человека.

При этом исследование ORO показывает, что зарплата — далеко не единственное, что волнует российских зумеров.

Ошибочно и мнение о том, что молодое поколение якобы боится тяжелой работы. Скорее, речь идет о том, что зумеры избегают тяжелой работы, которая оплачивается недостаточно. Если же работодатель готов платить хорошо, то около 58% сотрудников, по данным Middletons Mobility, согласны выполнять дополнительную работу ночью или в выходные дни.

Получается, что деньги для поколения Z — не единственный, хоть и важный аргумент. Если компания не соответствует ценностям сотрудника, а команда слишком токсична, зумер с высокой вероятностью уволится. Руководитель, который решит стимулировать команду только деньгами и не учтет все остальное, очень быстро столкнется с серьезными проблемами.

Способность относительно легко менять работу

Поколение Z легко меняет работу — и в этом оно сильно похоже на миллениалов. Исследование, которое LinkedIn и CensusWide проводили в прошлом году, показало, что в 2024 году 72% респондентов из поколения Z и 66% респондентов среди миллениалов планировали сменить работу. Для сравнения: среди представителей поколения X таких работников было 55%, а среди беби-бумеров — всего 30%.

Другие подходы к обучению

Из-за постоянного пребывания в социальных сетях у многих зумеров сформировалось так называемое клиповое мышление. Это означает, что им сложно удерживать фокус на одной задаче в течение долгого времени. Поэтому объемное и скучное обучение дается поколению Z нелегко.

Зная такую особенность, молодые руководители будут сделать ставку на правильное обучение. Это короткие курсы, разбивка процесса на небольшие этапы, использование инструментов, удерживающих внимание, — например, геймификации. Еще один хороший вариант — это система менторства, которая предполагает, что у новичка в компании есть наставник. Он не только обучит основным задачам, но и поможет, если возникнут любые сложности.

Активное использование социальных сетей

Поскольку зумеры выросли со смартфонами в руках, социальные сети для многих из них — важная часть жизни. Это переносится и в работу. Поэтому руководители поколения Z чаще стремятся к открытости компании — к тому, чтобы она была представлена на разных площадках, развивала свои медиа.

Зумеры отлично понимают, что в большинстве сфер для поддержания конкурентоспособности нужно постоянно быть на виду, а не просто время от времени давать рекламу. А еще открытость в социальных сетях часто влияет на процесс найма. Многие представители поколения Z перед прохождением собеседования изучают аккаунты компании на разных площадках и уже по ним делают предварительные выводы.

Вызовы для руководителей поколения Z

Очевидно, что зумеры на руководящих должностях будут постепенно менять корпоративную культуру. Они делают ставку на технологии, на ценности, комфорт, индивидуальный подход, видимость компании в социальных сетях и многие другие вещи. В то же время все перечисленные изменения будут исходить не только от них, но и от сотрудников молодого поколения. Это тот случай, когда директивное управление «сверху» становится все менее эффективным. На первый план выходит диалог между руководителем и сотрудником.

Чтобы создать и развивать устойчивую команду без серьезной текучки, руководителю поколения Z придется все больше прислушиваться к потребностям своих сотрудников, учитывать их ценности. А это означает, что пресловутые soft skills становятся еще более значимыми, чем когда-либо раньше.

Вам понравится

Core PR
10.11.2025