Китайские автобренды меняют российский рынок: когда незнание не является помехой для продаж
За последние два года автомобильный рынок России пережил структурную трансформацию: изменились цепочки поставок, игроки, потребительские настроения. Новая реальность рынка — это поиск баланса между принципиально изменившимися спросом и предложением.
По прогнозам OKS Labs, российский автомобильный рынок продолжит расти и может достигнуть 1,8 млн единиц к 2028 году в базовом сценарии. Ключевыми драйверами роста станут субсидирование автопроизводителей и автокредитование, локализация китайских производителей, ожидаемое снижение ключевой ставки и развитие электротранспорта.
Текущая ситуация обернулась окном возможностей для китайских игроков, которые сделали удачные ставки на два ключевых сегмента: относительно дешёвые автомобили и премиальные электромобили и гибриды.
Если в 2021 году в ТОП-10 по продажам входил всего один китайский автобренд, то к 2023 году китайские марки занимали уже шесть мест из десяти в рейтинге. Доля китайских брендов в продажах за аналогичный период увеличилась более чем в 7 раз — с 7% до 51%. Помимо них, нарастить долю смогли только российские бренды (с 23% до 33%). В январе 2024 года китайские электромобили и гибриды брендов Zeekr, Lixiang и Voyah были проданы в количестве, сопоставимом с ТОП-4 глобальных брендов, не учитывая российские и китайские.
Производители из Китая активно расширяют присутствие на российском рынке за счет локализации производства и адаптации модельного ряда, развития официальных дилерских сетей, а также увеличения расходов на маркетинг. За два года число дилерских центров под управлением китайских компаний увеличилось с 713 до 2207, что вывело их в лидеры по этому показателю.
О серьезных амбициях свидетельствует и тот факт, что в прошлом году сразу три китайских автобренда вошли в первую пятерку по рекламным расходам в своей категории. По данным исследования, наиболее узнаваемыми брендами являются Chery, Haval и Geely, однако они только начинают приближаться к массовым европейским, корейским и российским брендам по показателям спонтанного знания и знания с подсказкой.
В настоящее время китайские бренды воспринимаются в массовом сознании единообразно, несмотря на радикальные отличия в модельных рядах. Исследование показало, что потребители не различают даже премиальные бренды, такие как Zeekr и Tank, относя их к статусным массовым маркам, таким как Exceed, Geely и Haval.
Основные барьеры на пути к покупке китайских брендов — это отсутствие опыта долгосрочной эксплуатации (39%), отсутствие уверенности в долгосрочной работе официальных дилеров (27%), сомнения в качестве (26%) и невостребованность на вторичном рынке (25%).
Тем не менее, несмотря на относительно низкую узнаваемость китайских брендов и отмеченные барьеры к покупке, статистика продаж говорит о значительном спросе и адаптации рынка к неизбежным переменам.
Исследование OKS Labs и РОМИР также содержит:
-
Детальный анализ конъюнктуры российского автомобильного рынка.
-
Анализ продаж электромобилей.
-
Основные драйверы и угрозы в перспективе ближайших пяти лет.
-
Сравнение стоимости владения автомобилями с разным типом двигателя (ДВС, гибрид, электромобиль).
-
Оценка стоимости владения собственным автомобилем относительно такси и каршеринга.
Полная версия исследования доступна по ссылке.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Новый опрос тысячи маркетологов крупных международных брендов, который провел Всемирный центр рекламных исследований (WARC), наполнен противоречиями. Шесть из десяти маркетологов предполагают, что бизнес их компаний будет расти быстрее в 2026 году, чем в текущем, но лишь 19% закладывают увеличение рекламных бюджетов на 2026 год. 42% опрошенных заявили, что вложатся в перформанс-продвижение, но 65% назвали онлайн-видео среди каналов, на которые увеличат затраты, а 55% — инфлюенс-маркетинг.
Приветствую вас, уважаемые предприниматели! Знакомо это чувство? Вы только запустили сайт или уже неплохо зарабатываете на рекламе, и в голове постоянно крутится один и тот же вопрос: «Когда же уже платить за это SEO? Может, когда доходы вырастут? Или когда реклама станет слишком дорогой?»
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана