6 млрд с 3-процентного сбора: интернет-рекламисты, нарушители ПДД и телеком-операторы профинансируют цифровую трансформацию
Стало понятнее, кто и в каком объеме получит господдержку за счет обязательного трехпроцентного сбора с доходов от распространения онлайн-рекламы. Из внесенного в Госдуму проекта поправок в закон о федеральном бюджете на 2025 год следует, что до 6 млрд рублей, полученных с интернет-рекламистов, могут быть направлены из бюджета на нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» и госпрограмму «Информационное общество». Одновременно Минцифры подготовило список информационных ресурсов, которые также получат поддержку за счет сбора. В их числе «Яндекс», сервисы VK и Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).
12 мая правительство внесло в Думу поправки в закон «О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов». Согласно законопроекту, в 2025 году до 62 млрд рублей дополнительных доходов бюджета может пойти на реализацию нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства» и госпрограммы «Информационное общество».
Финансироваться «цифровая трансформация» может из следующих источников: до 46 млрд рублей — если будут допдоходы от увеличения штрафов за нарушения ПДД и уменьшения скидки при их оплате; до 8,44 млрд рублей — за счет повышенной ставки обязательных отчислений операторов связи в резервный фонд универсальной услуги связи (УУС); до 6 млрд рублей — от введения 3-процентных отчислений за размещение рекламы в интернете; до 137 млн рублей — от штрафов за правонарушения в сфере связи и ИТ; до 1,6 млрд рублей — на основании решений правительства без привязки к конкретному источнику.
Старший партнер ООО «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин сказал ComNews, что сбор с интернет-рекламы еще должным образом не введен и отрасли не понятен:
«Получится ли его взимать в таком объеме — неизвестно, ведь плательщикам нужно будет для начала настроить учетные системы под те правила, которых еще никто не видел. А потом те же плательщики постараются пересмотреть договорные связи, чтобы исключить задвоение доходов или взимание сбора с доходов, которые доходами от рекламы не являются. В итоге, возможно, нацпроект ожидаемых сумм не получит».
Минцифры, в свою очередь, подготовило список информационных ресурсов, которые тоже будут получателями господдержки за счет трехпроцентного сбора с интернет-рекламы. После обсуждения в правительстве перечень ресурсов может измениться, уточнили изданию Forbes в министерстве.
В предварительный список вошли:
«Яндекс»,
2ГИС,
сервисы VK (Mail.ru, «Дзен», Vk.com, «Одноклассники», RuStore и «VK Видео»),
Rutube, «Литрес»,
«Честный знак» (честныйзнак.рф),
Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР),
Специализированная платформа раскрытия детальных сведений об отраслевых программных продуктах (russoft.ru).
Собранные с рынка интернет-рекламы деньги также могут быть направлены на господдержку разработчиков, чье программное обеспечение включено в реестр отечественного ПО, это прописано в законе «О рекламе».
Что такое трехпроцентный сбор с интернет-рекламы
В конце прошлого года были поправки в закон «О рекламе», которые ввели обязательный сбор с доходов от распространения интернет-рекламы. В закон была внесена статья 18/2 «Обязательные отчисления за распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети ‘Интернет’», в соответствии с которой агентства, рекламораспространители, операторы рекламных систем и любые другие посредники обязаны ежеквартально платить сбор в размере 3% от дохода с интернет-рекламы.
Платежи должны начаться с текущего квартала. Но пока не приняты подзаконные акты правительства, регламентирующие особенности его уплаты. Основной из них — это проект постановления правительства РФ. Постановление уточняет, кто должен платить сбор, сроки и особенности его уплаты, а также алгоритм действий Роскомнадзора по контролю за платежами.
Согласно проекту документа:
Cбор должен платить каждый участник рекламного рынка, заключивший договор с рекламодателем — рекламораспространители, операторы рекламных систем (ОРС), посредники и агентства. Сбор также должны оплатить все вышеперечисленные участники цепочки, заключившие договор с агентством или агентствами, направленный на реализацию договора агентства с рекламодателем.
Если агентство платит только свой сбор, то все остальные участники цепочки, заключившие с ним договор, тоже платят 3% со своих доходов. При этом агент вправе в полном объеме уплатить обязательные отчисления за всех участников цепочки.
В случае если сбор платит рекламораспространитель, оператор рекламной системы или посредник, напрямую заключивший договор с рекламодателем, иные лица его уже не платят.
Уплата трехпроцентного сбора осуществляется не позднее 5 числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом.