10.07.2024, 17:00

Zvonko Digital упаковывают перед продажей

Совладельцы крупнейшего цифрового дистрибутора музыки Zvonko Digital консолидируют активы и увеличивают свои доли в нем и связанных с ним компаниях. По мнению экспертов, возможной причиной реструктуризации стала подготовка холдинга к продаже. Возможными покупателями могут стать «Газпром-Медиа Холдинг», VK или «Сбер», а сумма сделки может превысить 1,3 млрд рублей.

Photo by Alejandro Luengo on Unsplash

Крупнейший в России цифровой дистрибутор контента Zvonko Digital (ООО «Национальный цифровой агрегатор», НЦА) консолидирует активы, пишет «Коммерсант», ссылаясь на данные СПАРК. Один из учредителей НЦА и одновременно гендиректор Российского авторского общества (РАО) – Александр Сухотин – в апреле 2024 года увеличил свою долю в компании с 11,25% до 36,25%.

Параллельно директор Zvonko Digital Алексей Лукинов нарастил свои доли в двух компаниях, входящих в Zvonko Digital – музыкальном издательстве «Союз Мьюзик» с 45% до 70% и в лейбле «Студия Союз» с 26% до 51%. Также Алексей Лукинов выкупил у продюсера Виктора Дробыша 45% в ООО «Фирма “Эльви”», которая в свою очередь владеет 61,5% в аффилированном с топ-менеджерами РАО банком «Новый век», занимающийся кредитованием компаний из сферы музыкального бизнеса.

Банк «Новый век» – кэптивный банк (создан частными лицами или бизнес-группой для обслуживания своих интересов). Уставной капитал банка – около 9 млрд рублей. В июне 2024 года финансовая структура получила в залог 68% лейбла «Первое музыкальное издательство» (ПМИ), который занимается продвижением артистов, а также монетизацией авторских и смежных прав. ПМИ работает с такими исполнителями, как «Кино», Вячеслав Бутусов, Сергей Шнуров, Zivert, Iowa, «Руки вверх!» и др. Как говорится на сайте ПМИ, компания доля ее каталога, в котором насчитывается порядка 1 млн треков, составляет более 30% на рынке аудио-произведений в России.

Zvonko Digital – дистрибутор цифрового контента, отвечающий за загрузку музыки на стриминговые сервисы. Компания собирает доходы с платформ и выплачивает гонорары артистам и лейблам. Zvonko Digital была основана в 2015 году под названием «Национальный цифровой агрегатор» (НЦА). На запуске YouTube Shorts в России НЦА стала партнёром по предоставлению своего каталога фонотеки, а также стал партнёром TikTok после объявления начала монетизации музыкальных релизов на платформе. Сейчас сервис распространяет музыкальный контент более чем на 150 стриминговых платформах, включая «Яндекс Музыку», «VK Музыку», Apple Music, Spotify, TikTok, YouTube, iTunes и т.д. Выручка НЦА в 2023 году составила 4,2 млрд рублей (+93,6% год к году), чистая прибыль – 393 млн рублей.

Источники «Коммерсанта» предполагают, что за реструктуризацией компаний последует их продажа, а в качестве возможных покупателей могут выступить «Газпром-Медиа Холдинг» (ГПМХ) VK или «Сбер». В всех компаниях от комментариев отказались.

Слухи о том, что VK заинтересована в покупке цифровой музыкальной дистрибуции появились в конце 2022 года на фоне ухода из России крупных западных дистрибуторов и правообладателей музыки. Холдинг рассматривал два варианта. Помимо ПМИ кандидатом на поглощение была платформа Multiza, которая также работает со всеми ведущими мировыми стриминговыми сервисами. Однако переговоры закончились ничем.

В 2022 году интерес к приобретению Zvonko Digital проявила компания Universal Music Group. В рамках подготовки сделки в компанию пришел бывший гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов. Однако после ухода мирового музыкального бренда из России в феврале 2022 года переговоры прекратились, а поиски покупателя продолжились внутри страны.

По мнению главного аналитика «Регблока» Анны Авакимян, стоимость Zvonko Digital может составлять до 1,3 млрд рублей, что «соответствует 1,1–2,1 капитала, или 1,2–2,4 валовой прибыли». Эксперт добавила, что компания имеет умеренную долговую нагрузку, демонстрирует хорошие темпы роста и приемлемую рентабельность.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram