С конца прошлого года некоторым россиянам вернулась возможность размещать на TikTok свой контент. А кто-то даже смог давать там таргетированную рекламу. По мнению экспертов-оптимистов, это говорит о желании TikTok вернуться. Хорошо информированные оптимисты объясняют все багом, который уже устранен, и уверены, что никаких планов по перезапуску здесь у соцсети нет. Она и без России растет во все стороны, даже на фоне Google стала заметна: 40% пользователей TikTok платформа нужна не только для развлечения, но и для поиска товаров, услуг и новостей.
TikTok вернулся в Россию по ошибке…
Возвращение привычного функционала, которого российские пользователи и рекламодатели лишились в марте 2022 года, проходило двумя волнами, рассказал изданию Forbes Рустем Богданов, основатель продюсерского центра «ПЦ», который занимался продвижением блогеров и брендов в TikTok в России. По его словам, в ноябре-декабре 2023 года доступ к загрузке роликов появился у небольшой части пользователей, установивших последнюю версию приложения и не использующих инструменты обхода блокировки. Вторая волна отмены ограничений произошла в январе 2024 года. По сравнению с первой она коснулась еще большего числа пользователей. TikTok постепенно возвращается в Россию, предполагает Рустем Богданов: «Такое ощущение, что хотят сделать это незаметно и постепенно, но так не получается, и все замечают и обсуждают».
С мнением Рустема Богданова не согласен автор телеграм-канала «Русский маркетинг» Семен Ефимов. Он считает, что планов по возвращению в Россию у TikTok нет. «Это либо баг, либо люди (которые видят новый контент) чего-то не договаривают (и на самом деле используют для входа способы обхода ограничений)», – пояснил эксперт.
С версией, что временно появившаяся у россиян возможность публиковать контент и размещать посты в TikTok, – это сбой работы приложения согласен TikTok-продюсер и основатель рекламного агентства PurpleDoor Алексей Пак. «Эта возможность быстро пропала и сейчас ограничения действуют в прежнем режиме», пояснил продюсер. «Я просто зашел в TikTok (с российской сим-картой и без VPN), а там — новый контент. Полистал — прикольно. На следующий день у меня уже ничего не работало», — рассказал эксперт.
«Все открытые возможности были связаны исключительно с багом системы», — подтверждает техногенную гипотезу произошедшего, директор платформы по работе с блогерами Perfluence Евгения Казакова. Не называя конкретного периода, эксперт уточнила, что на устранение ошибок TikTok понадобилось около трех недель.
Слухи о возвращении TikTok в Россию прокомментировал глава Минцифры Максут Шадаев.
«Возобновление работы TikTok в РФ пока не обсуждается», — сообщил министр журналистам в кулуарах заседания Высшего государственного совета Союзного государства.
…и становится поисковиком
40% пользователей TikTok используют платформу как универсальный поисковик, считает компания Adobe. Компания опросила 800 рядовых пользователей соцсети и 250 представителей бизнеса и выяснила, что TikTok в качестве универсального инструмента поиска наиболее популярен у поколения Z, 64% из которых используют китайское соцмедиа не только для развлечения, но и ищут в нем новости, товары и услуги. Так же к TikTok относится и почти половина миллениалов (49%) и треть поколения X (29%).
Более того, судя по данным опроса, TikTok «дышит в спину» настоящим поисковым системам. Китайской соцсети как источнику наиболее полезной информации доверяют 17% респондентов (столько же набрал и независимый поисковик DuckDuckGo), а вечно догоняющему Microsoft Bing – 21%. При этом лидерство Поиска Google никто не оспаривает – ему доверяют 91% опрошенных.
Основной причиной популярности TikTok как поискового инструмента является его формат. По мнению 44% участников опроса, короткие видео более информативны и доступны для понимания. 34% респондентов нравится манера повествования в клипах, а 31% считает, что информация в роликах более персонализирована, чем в привычных поисковиках.