01.11.2023, 15:16

«Теслу» занесло в суд, другие электромобили тормозят как могут

Tesla выиграла суд против выживших в автокатастрофе вдовы и ребенка водителя Model 3. Этот «успех» вызвал рост акций компании, которые падают несколько недель подряд на фоне снижения спроса на дорогие электромобили. Тем временем безопасность автопилотируемого транспорта вызывает у властей все больше вопросов.

Суд Калифорнии оправдал компанию Tesla в деле об аварии со смертельным исходом. ДТП произошло в 2019 году на шоссе к востоку от Лос-Анджелеса. Tesla Model 3, которой управлял выходец из Китая Мика Ли, вылетел с трассы на скорости 105 км/ч, врезался в пальму и загорелся. Водитель погиб на месте, его жена и 8-летний ребенок, которые также находились в автомобиле, получили серьезные травмы.

Семья погибшего обвинила Tesla в недоработках в системе автопилота и потребовала компенсацию в размере $400 млн. Однако адвокатам компании удалось доказать, что водитель Tesla Model 3 принимал алкоголь перед тем, как сесть за руль, и автопилот был выключен в момент аварии.

Девять из двенадцати присяжных приняли решение отклонить иск, признав, что электромобиль и его системы не имели производственных дефектов.

Смертельная авария Tesla Model 3 в Калифорнии

Дефекты не автомобилей, а водителей

Это второй судебный процесс против Tesla, связанный с автопилотом. В апреле 2023 компания также выиграла процесс против жительницы Лос-Анджелеса Жюстин Су, чья Model S на автопилоте совершила резкий манёвр и врезалась в бордюр. В результате столкновения сработала подушка безопасности, сломав Жюстин челюсть и повредив лицевой нерв. Она требовала у Tesla компенсацию $3 млн.

Жюри присяжных отметило, что дефектов в системах автопилота Tesla не обнаружено, а компания предупреждает водителей, что ее электрокары не полностью автономны, требуют контроля со стороны человека, и не рекомендует включать автопилот на оживленных улицах.

Профессор права Университета Южной Каролины Брайант Уокер Смит заявил, что результаты судебных разбирательств против Tesla доказывают, что в конечном счете ответственность за аварии всегда ложится на водителей.

Против Tesla выдвинуто еще более десятка обвинений, связанных с системой автопилотирования, со стороны федеральных органов и частных лиц. В частности, во Флориде расследуется еще одна авария со смертельным исходом. В июле 2022 года супружеская пара погибла после того, как их Model 3 врезался в фуру, припаркованную на трассе. Электрокар заехал под прицеп, полностью нагруженный товарами для Walmart. У Tesla от удара срезало крышу.

Автомобиль Tesla после ДТП во Флориде

Власти и общество против автопилотов

25 октября власти Калифорнии отобрали у производителя беспилотных такси лицензию на коммерческие перевозки пассажиров. Департамент моторных транспортных средств счел, что беспилотники несут «неоправданный риск для общественной безопасности». Ранее в Остине роботакси блокировали движение, собравшись на одной улице города. В Сан-Франциско такси Cruise несколько раз перекрывали проезды по улицам за последние полтора года. Операторы пытались исправить ситуацию, но управление автомобилями было недоступно из-за перегрузки сотовой сети.

В США набирает популярность общественное движение «луддитов», которые выступают против беспилотных авто. Активисты ставят пластиковые конусы на капот беспилотников, и они останавливаются.

Черная полоса Tesla

Вчера, после публикации новостей о победе в суде, акции Tesla выросли на 1,76%. Но это небольшой рост по сравнению с падением, зафиксированным после публикации финансовых результатов компании по итогам последнего квартала. С 17 по 19 октября акции Tesla упали на 11%. Капитализация компании за два дня уменьшилась на $90 млрд, а состояние ее главы, Илона Маска — на $30 млрд. Показатели компании в третьем квартале оказались ниже прогнозов инвесторов: выручка увеличилась на 9% до $23,35 млрд (прогнозировалось $24,1 млрд), прибыль на акцию сократилась на 37% до $0,66 (ожидалось $0,73). В понедельник, 30 октября, ценные бумаги американской компании вновь начали падать на фоне новостей о том, что Panasonic, который производит аккумуляторы для Tesla, сократил производство батарей на 60% по сравнению с первым кварталом года. Это усилило тревогу инвесторов по поводу снижения спроса на электромобили.

Электрокары: сердито, но дорого

Сокращению производства аккумуляторов в Японии предшествовала еще две неприятные для инвесторов в электромобили новости.

General Motors объявила о задержке производства электрических пикапов Chevrolet Silverado и GMC Sierra на год, ссылаясь на снижение спроса на электрические авто.

Компания Ford отказалась от строительства второго завода, на котором планировался выпуск аккумуляторов для электромобилей из-за более высоких затрат на финансирование и более слабого, чем ожидалось, экономического роста в Китае и Европе.

Вместо этого Ford решил инвестировать $12 млрд в удешевление электрокаров. По словам генерального директора Ford Джима Фарли, потребители не готовы платить за электромобили больше, чем за бензиновые или гибридные авто — это приводит к удешевлению автомобилей и снижению прибыли компаний.

Cybertruck вырыл могилу для Tesla

Илона Маска также волнует вынужденное снижение цен. После публикации отчета за третий квартал он заявил, что электропикап Cybertruck, который должен появиться в продажах в ноябре, провалит ожидания по продажам — стоимость его производства не позволяет серьезно снизить цену авто. По его словам, в США выросли процентные ставки на автокредиты и Tesla уже снижает стоимость самых продаваемых моделей — Model 3 и Model Y.

«C Cybertruck мы вырыли себе могилу», — сказал глава Tesla.

Подробнее о Cybertruck и о том, что могут купить те, кому не по карману элекропикап Tesla, читайте в этом материале.

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram