Телевизионщикам и радийщикам выкручивают звуки: они вынуждены сжимать диапазон громкости, чтобы соответствовать рекламным нормативам ФАС
В Федеральной антимонопольной службе написали новую методику измерения громкости звука в телевизионной и радиорекламе, она вступит в силу в сентябре 2025 года. Документ на 99% дублирует старую методику, которая действует десять лет и которой недовольны вещатели. Претензии связаны с тем, что ФАС требует выравнивать громкость рекламы в любых пятиминутных фрагментах программ и фильмов. Вещатели уверяют, что такой подход вынуждает «до безобразия» сжимать динамический диапазон звука и сетуют, что за десять лет ФАС так и не прислушалась к игрокам рынка. Эксперты, между тем, рекомендуют вещателям вместо «критики и рассуждений» подготовить консолидированное предложение по методике и найти деньги на ее внедрение.
Изображение от freepik
Что в приказе по звуку
Проект приказа, утверждающего новую методику измерения громкости рекламы на ТВ и на радио, ФАС опубликовала в январе на портале Regulation.gov.ru. Предыдущую версию методики стали применять почти десять лет назад — в июле 2015 года Минюст зарегистрировал соответствующий приказ ФАС № 374/15. Новая методика понадобилась, так как в сентябре 2025 года старый документ прекратит действовать.
В законе «О рекламе» (ч. 12 ст. 14) сказано, что громкость звука рекламы не должна превышать средний уровень громкости прерываемой программы. ФАС следит за соблюдением этой нормы: замеряет уровень громкости звука в рекламе на ТВ и на радио, а затем сопоставляет этот показатель в различных фрагментах передачи: рекламу сравнивают с другими частями программы — так называемыми до-, пост- и межрекламными фрагментами. Чтобы измерить уровень громкости таких фрагментов, ФАС делает 300-секундные (пять минут) записи исследуемых программ. Значение громкости звука блоков рекламы или анонсов не должно превышать показатели дорекламного либо пострекламного фрагмента более чем на 1,5 LU (loudness unit, единица изменения громкости). Ведомство производит замеры с помощью программно-аппаратного комплекса «АСК-громкость», существующего в единственном экземпляре.
Регулятор утверждает, что нарушений, связанных с уровнем звука в рекламе, крайне мало. В пресс-службе ФАС рассказали ADPASS, что с 2015 года, когда ведомство начало контролировать звук в рекламе, количество подобных нарушений, которые фиксирует антимонопольный орган, «заметно снизилось». Так, за весь 2024 год ФАС выявила всего один такой случай. В ведомстве ответили, что вопросы по уровню звука в чаще всего возникают к телепрограммам.
Что изменилось в методике
Вещатели утверждают, что написанная ФАС новая версия методики почти не отличается от действующей. «Они на 99% сохранили редакцию 2015 года», — рассказал ADPASS директор юридического департамента «Европейской медиагруппы» (ЕМГ) Дмитрий Григорьев. «В новой версии методики почти ничего не изменилось», — согласился технический директор телеканала ТВЦ Алексей Брусницкий.
При этом эксперты зафиксировали ужесточение регулирования в ряде моментов. Генеральный директор разработчика и поставщика технологий для радио и телевещания «Дигитон Системс» Сергей Соколов считает, что новая редакция стала строже, поскольку теперь громкость рекламного блока может сравнивается с фрагментами программы длительностью менее пяти минут. По его мнению, это еще больше ограничивает вещателей, так как ранее отрезки менее пяти минут не использовали.
Дмитрий Григорьев из ЕМГ отметил, что помимо пятиминутных фрагментов новая версия в некоторых моментах расширяет базу для измерений. Например, уточняет, что можно замерять громкость еще и самого названия программы, а также джинглов (короткая музыкальная фраза с вокальной пропевкой, анонсирующая программу или рубрику), которые является не рекламой, а «элементами эфирного оформления, как упаковка товара».
Что не устраивает вещателей
Вещатели недовольны фасовской методикой измерения звука. По словам Сергея Соколова из «Дигитон Системс», методика неоднократно подвергалась критике ключевых игроков рынка теле- и радиовещания. Эксперт выделил два блока вопросов вещателей к ней. «Главные замечания касаются обеспечения одинаковой интегральной громкости любых пятиминутных фрагментов программы, фильмов или передач. Это требование вынуждает вещателей существенно сужать динамический диапазон, что негативно сказывается на художественной ценности звукового сопровождения программ», — объяснил он. «Сегодня единственный способ удовлетворить требованиям ведомства — это сжать динамический диапазон звука до безобразия, до 2 Дб, LU», — признает Алексей Брусницкий с ТВЦ.
Во второй группе, по словам Сергея Соколова, вопросы, связанные с делением рекламного блока на искусственные короткие фрагменты. «Методика ФАС допускает разделение единого рекламного блока на анонсы и рекламу и сравнения громкости этих фрагментов с громкостью дорекламного фрагмента не в логической последовательности, — объяснил эксперт. — Например, громкость рекламы может сравниваться с фрагментом программы, не предшествовавшим ей непосредственно. Но восприятие разности громкости — субъективное ощущение, возникающее именно в момент последовательного перехода от одного элемента к другому».
Регуляторные перспективы
Отрасль уже почти десять лет говорит, что методика неверная, но ФАС остается безучастной, сетует Алексей Брусницкий. «Если новая версия методика снова будет принята без изменений, то телерадиовещатели будут вынуждены продолжать корежить звук своих программ, — считает он. — Мы настаиваем на том, что новая версия методики, как и старая, не соответствует приказу Минкомсвязи №171, так как ФАС рассуждает об интегральной громкости всей программы, а замеряет только пятиминутные фрагменты. Важно изменить эту методику так, чтобы громкость контента приводилась к среднему уровню в рамках передачи, но внутри программы менялась в соответствии с творческим замыслом».
Позицию экспертов разделяют в Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ). «Методика оценки звука в рекламе была разработана давно, скоротечно и скороспешно и не успела учесть некоторые нюансы, которые выяснились в процессе правоприменения, — говорит генеральный директор НАТ Александр Широких. — В результате сейчас в российских телевизионных и радиопрограммах слышен однородный звук, который избавляет вещателя от штрафов, но лишает зрителя значительной части эмоций, которые способна дать звуковая картина. Большого количества судов и нарушений по звуку нет не потому, что в этой сфере все хорошо, а потому, что вещатели приспособились сжимать диапазон звука до крайне низких значений».
Однако игроки рынка не рассчитывают, что им в ближайшее время удастся изменить ситуацию. Хотя вещатели и ФАС создали рабочую группу по доработке методики измерения звука в рамках регуляторной гильотины, но до вступления в силу новой редакции документа осталось всего полгода. «К сентябрю невозможно успеть внести изменения в действующую методику и заново откалибровать прибор `АСК-громкость`, поэтому решили остановиться на компромиссном варианте, — сообщил Александр Широких. — Во-первых, все-таки исключить из замеров фрагменты передач продолжительностью до пяти минут, во-вторых, создать группу экспертов по ТВ и радио, которые выработают аккумулированную позицию по изменению системы измерения звука в рекламе».
Игрокам рынка по силам изменить ситуацию, возражает первый вице-президент АКАР Елена Решетова. Она говорит, что представители ФАС принимают аргументы рынка о необходимости изменения методики оценки звука в рекламе. «Между тем, за годы обсуждений я не слышала от заинтересованных участников рынка предложений по альтернативным методикам измерений звука и вариантам финансирования или субсидирования разработки и реализации — сказала она ADPASS. — Есть ощущение, что пора от критики и рассуждений переходить к проработанным предложениям».