12.11.2021, 19:29

Spotify купил библиотеку

Стриминговый сервис Spotify выходит на быстрорастущий рынок аудиокниг. Компании стало тесно в рамках музыки и подкастов и она создает свою аудио-экосистему. Это вполне согласуется с общемировым трендом. Где Россия — не исключение.

Spotify сообщила, что планирует купить продавца аудиокниг Findaway. Эта компания объединяет авторов с рассказчиками и предлагает услуги по созданию аудиокниг. Сумма сделки не раскрывается.

Амбиции Spotify — стать «пунктом назначения» всех аудио-продуктов как для авторов, так и для пользователей. Приобретение Findaway ускорит присутствие Spotify в сфере аудиокниг и поможет нам быстрее реализовать эти амбиции — рассказал в пресс-релизе Густав Седерстрём, директор Spotify по исследованиям и разработкам.

Spotify считает рынок аудиокниг очень перспективным, по ее данным, индустрия вырастет с нынешних $3,3 млрд до $15 млрд к 2027 году.

Spotify — крупнейший в мире стриминговый аудиосервис. Он был создан в 2008 году и насчитывает более 356 млн пользователей. Forbes оценивает капитализацию компании в $54,7 млрд. В феврале 2019 года за $340 млн были приобретены занимающиеся созданием и распространением подкастов компании Gimlet Media Inc. и Anchor FM Inc. В России Spotify был запущен летом 2020 года.

Findaway — дистрибутор аудиокниг. Компания основана в 2005 году. Среди партнеров Findaway — Apple, Google и Storytel. Помимо дистрибуции компания предлагает услуги по созданию аудиокниг.

По данным исследовательской компании Statista, число подписчиков музыкальных стриминговых сервисов во всем мире достигнет 487 миллионов в 2021 году. То есть Spotify занимает почти три четверти рынка.

Apple Music/ Apple Podcast

Главные соперники Spotify — продукты Apple. В отличие от конкурента Apple разделил музыку и подкасты на два независимых направления.

В подкастах Apple пока обгоняет Spotify, но аналитики ожидают, что в этом году первенство будет за шведами. Согласно прогнозам, 28,2 миллиона ежемесячных слушателей Spotify против 28 млн Apple Podcasts.

По данным Statista, в 2020 году Spotify занимал четверть рынка подкастов (по сравнению с 19% в 2019-м). Apple Podcasts постепенно теряет позиции: он занимает 20% рынка по сравнению с 21% в 2019-м. В 2018 году у яблочного сервиса было 34% рынка. Статистики за 2021 год пока нет.

Если сравнивать аудиторию Apple Music и Spotify, то второй сервис явно ушел вперед. 381 млн человек ежемесячно слушают Spotify (данные на октябрь 2021 года). У Apple Music в 2019 году было около 60 млн пользователей. С тех пор компания не раскрывала статистику. По оценкам экспертов, сейчас у нее примерно 108 млн ежемесячных пользователей. Отставание от Spotify трехкратное.

Стримингом подкастов Apple занимается с 2005 года (через ITunes). Приложение Apple Podcast было запущено в 2012 году. Приложение Apple Music появилось в 2015 году. С апреля 2016 года Apple Music доступен для пользователей Android.


Среди других музыкальных сервисов можно выделить Amazon, SoundCloud, YouTube Music (бывшая Google Play Музыка), Deezer, но все они значительно отстают от Apple, и уж тем более от Spotify.


Российские музыкальные сервисы

В России подкасты все еще нельзя назвать очень популярными. По данным ВЦИОМ, в 2020 году только 19% россиян слушали подкасты, а 66% опрошенных даже не знали о таком аудиоформате. Однако тренд на подкасты определенно есть. Аналитики прогнозируют увеличение среднемесячной аудитории российских подкастов до 27,9 млн слушателей к 2024 году — почти в шесть раз за пять лет. По подсчетам PwC, оборот российского рынка рекламы в сфере подкастов в 2018-2023 годах также вырастет в 5,5 раза, достигнув $133 млн.

Яндекс.Музыка также выделила тренд на подкасты: в среднем 28% пользователей в 2020 году включали их хотя бы раз в месяц. Среднее время прослушивания подкастов в день на пользователя — один час, а самые активные слушатели посвящали им более четырёх часов в день. Наиболее обсуждаемыми темами в подкастах стали коронавирус, дети, родительство и игры.

Из крупных игроков можно выделить Яндекс.Музыку, Сбер.Звук и VK Music (он же Boom).

Яндекс.Музыка

На российском рынке Яндекс.Музыка сравнима со Spotify на западном. Сервис не ограничивается только музыкой: Яндекс активно развивает направление подкастов и аудиокниг, создавая аудио- экосистему. Потенциал в подкастах компания разглядела в 2017 году — именно тогда они появились на платформе.

Число слушателей компания не оглашает, но данные за 2019 год говорят о том, что около 20 млн человек пользовались сервисом хотя бы раз в месяц.

Сбер.Звук (до 2020 года — Zvooq)

Платформой пользуются 8 млн человек, по данным самой компании. Помимо музыки, на сервисе можно найти подкасты и аудиокниги. То, что в 2020 году Сбербанк приобрел Zvooq, подтверждает актуальность такого направления, как стриминговые музыкальные сервисы и подкасты.

VK Music/Boom

Изначально музыка Вконтакте была нелегальной. Массовые изъятия аудиозаписей ВКонтакте по запросам правообладателей начались ещё в 2012 году. С той поры постепенно ограничивалась функциональность музыкальной платформы в приложении для iOS — вплоть до её полного отключения в 2015 году. Переговоры с гигантами мировой индустрии звукозаписи привели к соглашениям с Sony Music, Warner Music, Universal Music. Компании удалось восстановить раздел в iOS-приложении и многие изъятые треки.

Приложение Boom соцсеть разработала совместно с United Media Agency. Оно легализует прослушивание музыки и через него можно слушать треки из «Вконтакте» и «Одноклассников». По данным за 2018 год (больше статистика не публиковалась), сервисом пользовались около 1,5 млн человек.

Реклама в подкастах

Согласно данным комитета по аудиорекламе IAB Russia, объем российского рынка рекламы в подкастах по итогам 2019 года составил 76 млн руб. В 2020 — 225 млн руб. По прогнозу экспертов IAB Russia, к 2024 году рынок может вырасти до 1.9 млрд рублей, то есть на порядок.

При этом в подкастах заметен высокий коэффициент конверсии*. Согласно последним данным Podsights, коэффициент конверсии рекламы в подкастах гораздо выше или находится на одном уровне с другими каналами.

В целом коэффициент конверсии в подкастах составляет 0,062%. Подкасты с родительской тематикой демонстрируют самый высокий коэффициент конверсии в покупку — 0,14%.

*коэффициент конверсии в покупку считается как количество покупок, деленное на охват

Реклама в подкастах может существовать в формате партнерства, спецпроекта, нативной интеграции или в формате спонсорства.

Данные Unisound

Диана Добродий

Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
1 минуту назад
Редакция ADPASS
16.04.2024
Nectarin
15.04.2024
Nectarin
12.04.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?