Слишком большой, чтобы расти: WPP, возможно, разделят
Британский WPP — самый большой в мире рекламно-коммуникационный холдинг по объему выручки — может перестать существовать в своем нынешнем виде. Американское издание Digiday сообщило со ссылкой на многочисленные источники, что группа, который год отстающая от конкурентов по темпам роста доходов, может быть разделена путем продажи ряда подразделений, либо перестанет быть публичной компанией.
По итогам первого квартала 2024 года WPP получила выручку в размере £3,41 млрд ($4,27 млрд) — на 1,4% меньше, чем годом ранее, но больше, чем другие представители четверки крупнейших рекламно-коммуникационных холдингов. Французская Publicis получила в январе-марте $3,97 млрд, а американские Omnicom и Interpublic Group — $3,6 млрд и $2,5 млрд соответственно.
Но рынок считает британский холдинг менее ценным, чем его конкурентов. Капитализация WPP не дотягивает до $11 млрд — это вдвое меньше, чем на пике 2015 года. Publicis стоит $27,9 млрд, Omnicom — $18,8 млрд, а Interpublic — $11,9 млрд.
В 1985 году Мартин Соррелл, бывший финансовый директор рекламного агентства Saatchi & Saatchi, купил менее чем за миллион фунтов контрольный пакет Wire and Plastic Products plc — производителя тележек для супермаркетов, чтобы путем поглощений создать рекламно-коммуникационный холдинг. Рецепт «покупай, оптимизируй, зарабатывай больше» работал десятилетиями. В разные годы в состав компании вошли легендарные бренды рекламной индустрии Grey, J. Walter Thompson, Ogilvy, Young & Rubicam и многие другие.
После скандальной отставки Соррелла с поста гендиректора в 2018 году (его обвиняли в неправомерном использовании средств компании) новый глава компании Марк Рид объявил о плане реструктуризации с целью восстановить рост бизнеса и повысить биржевую стоимость холдинга. Полным успехом эти усилия до сих пор не увенчались: хотя по итогам 2023 года WPP впервые получила выручку чуть выше, чем в 2016-м, с поправкой на инфляцию сумма все равно остается меньше рекорда восьмилетней давности. В то же время, в 2023 году прирост выручки WPP впервые с 2013 года превысил 8%.
Многочисленные собеседники — как нынешние, так и бывшие сотрудники WPP — рассказали Digiday о нарастающей волне слухов, связанных с возможным разделом запущенного Мартином Соррелом сорок лет назад рекламного бизнеса. Один из наиболее вероятных сценариев — продажа ряда подразделений частным инвестиционным фондам. «Об этом говорили в последние недели, а перед этим — на мероприятии для инвесторов в январе, — сказал один источник. — Проблема в том, что WPP слишком велика, чтобы ее мог купить целиком кто-то один, это потребовало бы привлечения значительных кредитов».
Другой информированный представитель отрасли, ранее работавший в WPP, также в курсе возможного раздела холдинга и отметил в беседе с изданием, что консолидация портфолио брендов и продажа ряда крупных активов могли бы исправить ситуацию с низкими котировками акций, которые он назвал катастрофическими. Инвесторы, похоже, тоже в курсе слухов и надеются заработать: в последние недели объемы торгов акциями WPP на Нью-Йоркской фондовой бирже в отсутствие каких-либо значимых новостей выросли кратно по сравнению с обычным уровнем, а курс пошел вверх.
В марте 2022 года WPP объявил об уходе с российского рынка, объяснив, что продолжение работы здесь «не совместимо с ценностями компании». В России ключевым активом WPP был холдинг GroupM, входивший на тот момент в топ-6 крупнейших в стране. В мае 2022 руководство холдинга передало права собственности на него местному менеджменту, после чего группа получила название Group4Media.
Помимо GroupM в России WPP до 2022 года был представлен креативными агентствами VMLY&R Moscow, JWT Russia, Grey Moscow и Ogilvy Group Russia. Креативное агентство Grey было передано в 2022 году как компания «Джи Уай» (GY) в управление российскому менеджменту, рассказал ADPASS гендиректор агентства «Джи Джи» Алексей Ковылов. Сейчас деятельность «Джи Уай» заморожена, ее клиенты обслуживаются другими пост-WPP агентствами, включая «Джи Джи» (GG).
В самом холдинге отказались комментировать информацию Digiday о возможном разделе. А третий источник, непосредственно знакомый с финансовым положением WPP и мнениями топ-менеджеров компании, заявил, что в приоритете на самом деле повышение эффективности за счет дальнейшей интеграции сетей рекламных агентств и ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта (ADPASS писал о проектах холдинга в этой сфере).
Те же тезисы продвигает и гендиректор WPP Марк Рид. Комментируя результаты за первый квартал, он отметил завершение реструктуризации VMLY&R, которое вот-вот должно дать финансовый эффект, а также прогресс с оптимизацией бизнеса GroupM — крупнейшей медиабаинговой сети холдинга, представленной практически по всему миру.
Лучшее в блогах
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы