Реклама — двигатель азарта, букмекеры многократно окупили рекламные бюджеты
В 2024 год оборот букмекерских контор составил 1,7 трлн рублей. С особым азартом россияне отдавали деньги букмекерам в период Чемпионата Европы по футболу 2024, когда ставки на итоги матчей выросли почти в два раза. По мнению игроков рынка, свою роль в росте доходов букмекеров помимо крупных спортивных соревнований сыграли активные рекламные кампании. За первые девять месяцев 2024 года две букмекерские компании, «Фонбет» и «Лига ставок», вошли в топ-10 крупнейших интернет-рекламодателей России. Букмекеры занимают все возможные рекламные ниши, не брезгуя пиратскими интернет-ресурсам, где они являются крупнейшими рекламодателями.
Photo by Konstantin Evdokimov on Unsplash
В 2024 году россияне выиграли 1,5 трлн рублей
В 2024 году объем ставок в России, принятых лицензированными букмекерами, увеличился на 40% относительно 2023 года, достигнув отметки в 1,7 трлн рублей, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой данные Единого регулятора азартных игр (ЕРАИ). По информации организации, в прошлом году в азартных играх участвовало около 6 миллионов человек, при этом активными игроками (совершающими хотя бы одну ставку ежемесячно) стали более 2 млн пользователей. В ЕРАИ подчеркивают, что этот устойчивый рост связан с успешной совместной деятельностью с Федеральной налоговой службой (ФНС) по закрытию сайтов нелегальных букмекеров. По словам неназванного представителя рынка букмекерской деятельности, 40-процентный рост оборотов вызван активной рекламными кампаниями букмекеров и крупными спортивными мероприятиями, такими как прошедший в прошлом году чемпионат Европы по футболу. Во время группового этапа этого турнира ставки россиян увеличились в среднем на 90% по сравнению с предыдущими европейскими первенствами, а средний размер одной ставки возрос на 42%.
Согласно информации ЕРАИ, целевые отчисления российских букмекеров на поддержку спорта в 2023 году достигли 19,1 млрд рублей.
Данные за 2024 год еще не были официально обнародованы, однако председатель совета «Первой СРО букмекеров» Николай Оганезов в своем комментарии изданию оценивает сумму этих отчислений за 2024 год приблизительно в 33 млрд рублей. Из общего оборота букмекеров в размере 1,7 трлн рублей около 1,5 трлн было выплачено игрокам в виде выигрышей, уточнил Николай Оганезов.
Исполняющий обязанности генерального директора «Фонбет» Константин Линев согласен с такой оценкой. По его мнению, общий объем целевых отчислений должен составить не менее 33 млрд рублей, причем 12 млрд из них «будут приходиться на нашу компанию». Он также напомнил, что с 1 января 2024 года ставка целевых отчислений была повышена с 1,5% до 2% от общей выручки, полученной от всех заключенных пари.
По результатам 2024 года общий объем ставок в компании в денежном выражении вырос на 30,5%, а количество ставок увеличилось на 9,7%, рассказал директор по развитию «Олимпбет» Константин Гусев. Букмекер добавил, что средняя сумма одной ставки за прошедший год составила 1268 рублей, что на 18,9% больше, чем ранее.
Сколько букмекеры платят за рекламу
Согласно данным, опубликованным РБК со ссылкой на исследование Digital Budget, в список десяти крупнейших интернет-рекламодателей России за первые девять месяцев 2024 года вошли две букмекерские компании.
Лидером по рекламным бюджетам букмекеров стал «Фонбет», который потратил на интернет-рекламу 4,2 млрд рублей. За ним следует «Лига Ставок» с бюджетом в 2,8 млрд рублей. Букмекерская компания «Олимпбет» заняла 11-е место с аналогичным объемом затрат на интернет-рекламу. Важно отметить, что в аналогичном рейтинге за предыдущие годы букмекеры не входили в первую десятку. К примеру, по итогам первых девяти месяцев 2023 года «Фонбет» находился на 14-й позиции, а «Олимпбет» — на 23-й.
Как регулируется реклама букмекеров
Законодательство Российской Федерации регулирует деятельность букмекерских контор посредством статьи 27 «Реклама основанных на риске игр, пари» Федерального закона «О рекламе. Основные ограничения следующие:
— Реклама азартных игр не должна быть направлена на несовершеннолетних;
– Она не может создавать ложное представление о том, что такие игры являются надежным источником дохода;
– В интернете реклама букмекерских контор допускается исключительно на определенных платформах, включая сайты сетевых СМИ, специализирующиеся на спортивной тематике, официальные ресурсы общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг.
Стоит отметить, что букмекеры ведут активные рекламные кампании и на легальных, и на пиратских онлайн-ресурсах. Причем на последних они являются безоговорочными лидерами. По просьбе ADPASS в компании Digital Budget подсчитали, что в I полугодии 2024 года доля размещения рекламы у пиратов в бюджете букмекеров составила 63%, что в 3,6 раза (+264%) больше, чем в аналогичный период 2023 года.
В своем комментарии ADPSS управляющий директор агентства MGCom Александр Казаков рассказал, что основная причиной, по которой бренды пошли на поклон к пиратам, — жесткий дефицит инвентаря на легальных видеоплощадках. Сейчас для клиентов важен возврат инвестиций в маркетинг, а пиратские площадки показывают хорошую эффективность.
Оборот «Фонбет» в 2024 году
Букмекер «Фонбет» раскрыла информацию о сумме своих целевых отчислений за 2024 год, которая составила более 12 млрд рублей. Согласно действующему законодательству, ставка составляет 2% от всех пополнений счета клиентов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что общий сумма ставок превысила 600 миллиардов рублей.
В 2023 году выручка компании составила 435,6 млрд рублей. Таким образом, рост год к году составил около 38%.