Российский креатив получит деньги, имущество, образование и информацию
Креативные индустрии получили правовой статус
Государственная дума приняла во втором и третьем чтениях закон о развитии креативных индустрий в России, который был внесен в ноябре 2023 года. Он ввел определение креативных индустрий, которого до сих пор не было, как экономической деятельности, связанной с созданием, распространением и реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью. В число таких индустрий выключены искусство, мода, дизайн, реклама, разработка программного обеспечения, видеоигр и другие.
Документ определил четыре вида креативных индустрий, основанных на:
-
историко-культурном наследии;
-
произведениях литературы и искусства, результатах издательской и исполнительской деятельности и фонограммах;
-
информационно-телекоммуникационных технологиях, деятельности СМИ, деятельности в сфере связей с общественностью;
-
прикладном творчестве (включая создание одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и сценографическое искусство, дизайн, архитектуру, гастрономию).
Понятие креативных индустрий появилось в правовых документах в 2024 году, когда президент России утвердил «Основы государственной культурной политики». В документе к креативным отраслям отнесли промышленный дизайн, модную, музыкальную и кинотеатральную индустрии, телевидение, производство рекламы и компьютерных игр, издательский и галантерейный бизнес, книготорговлю и СМИ. Однако, по мнению участников медиарынка, список был не полным.
Закон формирует полностью новый, ранее не закрепленный на законодательном уровне сектор креативной экономики. Он устанавливает принципы государственной политики для развития креативной экономики и отечественных креативных индустрий, формирует единый перечень видов, а вместе с этим закрепляет механизмы поддержки креативного предпринимательства.
Денис Кравченкосоавтор инициативы, первый заместитель председателя комитета по экономической политике
Кто получит право на господдержку
Планируется создание реестра субъектов креативной экономики, в который войдут сведения о физлицах, индивидуальных предпринимателях и компаниях, которые занимаются бизнесом, относящимся к деятельности креативных индустрий. Порядок формирования и ведения реестра установит правительство.
Субъекты креативных индустрий, включенные в этот реестр, смогут получить господдержку на федеральном и региональном уровне, в том числе финансовую, имущественную, образовательную и информационную. Для этого, помимо присутствия в реестре, они должны работать в России, не обладать статусом иноагента и не иметь просроченной неурегулированной задолженности перед государством или регионом и по обязательным платежам в бюджет.
Закон также предусматривает создание креативных кластеров — территорий, на которых «компактно расположены объекты недвижимости, предназначенные для осуществления деятельности субъектов креативных индустрий и обладающие необходимой инфраструктурой для осуществления такой деятельности». В регионах также возможно создание центров креативных индустрий.
Закон предполагает возможность для каждого региона выбирать приоритетные для себя индустрии и делать упор на их развитие и поддержку. По мнению авторов, это позволит стимулировать разностороннюю творческую направленность субъектов РФ и не рушить их устоявшиеся успешные практики.
Один куратор вместо десяти
В пояснительной записке к законопроекту, его авторы, среди которых — представители всех фракций, отметили, что до недавнего времени креативное направление экономики регулировали около 20 различных законов и более 10 федеральных министерств и ведомств. Новый закон предусматривает одного куратора на федеральном уровне, закрепленного за развитием направления. Его определит правительство РФ.
Курирующий орган исполнительной власти будет аккумулировать информацию из всех регионов страны в единый реестр субъектов креативных индустрий, а также собирать сведения об инфраструктуре поддержки.
Креативная экономика в России
По состоянию на 2022 год число занятых в креативной индустрии россиян составляло 2,3 млн человек. Это на 11% больше, чем в 2020 году и вдвое выше, чем по всем остальным видам экономической деятельности (в среднем 5%). В Москве темп прироста численности занятых в креативных индустриях более чем вдвое превысил среднероссийский и составил +24,4%. Москва и Санкт-Петербург аккумулируют почти столько же занятых в креативных индустриях (42%), сколько все остальные городские округа, вместе взятые (43,8%).
Москва приоритетно ориентируется на IT и медиаиндустрии. Численность занятых в IT и видеоиграх в столице в расчете на одного работающего во всех отраслях экономики в 3,1 раза выше, чем в среднем по России, в телерадиовещании — в 3, в рекламе и пиар-индустрии — в 2,9 раза.
По данным Росстата в 2020-2022 годах ежегодный вклад творческих индустрий в ВВП РФ составлял 3,2%. Согласно планам, ранее озвученным правительством РФ, господдержка этого сектора поэтапно увеличит его долю в ВВП до 6% к 2030 году.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Рекордное количество работ (1221) и наград (206), присвоенных экспертами из 42 стран Европы, Азии и Латинской Америки, — это впечатляющий результат 35-го Московского международного фестиваля рекламы Red Apple. Редакция ADPASS присоединилась к международной группе экспертов, отсмотрела все работы финалистов и составила свой рейтинг главных креативов фестиваля.
Штрафы за размещение рекламы в соцсетях Instagram* и Facebook* могут кратно вырасти. Депутаты-единороссы направили на отзыв в профильные ведомства соответствующий законопроект, в Госдуму он еще не внесен. Предложено увеличить штрафы за рекламу в соцсетях для физических лиц в 32 раза, для должностных лиц в 7,5 раз, а для юридических — вдвое.
На пленарной сессии НРФ’9 в третий день форума, 13 ноября, участники рынка разбирались во взаимоотношениях рекламодателей, агентств и подрядчиков. Творческие люди нарисовали портрет идеального заказчика, клиенты рассказали, что они делают своими силами, а для чего нужна креативная поддержка. Представители агентств размышляли, какая сторона им ближе — бизнес или творчество.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана