01.08.2024, 17:12

Российский креатив получит деньги, имущество, образование и информацию

Госдума приняла во втором и третьем чтениях занопроект о поддержке креативных индустрий, финансовой, имущественной, образовательной и информационной. Для ее распределения будет создан реестр субъектов креативной индустрии, в который войдут компании, индивидуальные предприниматели и самозанятые в искусстве, моде, дизайне, рекламе, разработке ПО и других креативных отраслях. Вести реестр и обеспечивать инфраструктуру поддержки будет курирующий орган, который определит правительство. Он заменит 10 федеральных министерств и ведомств, регулировавших отрасль до этого времени.

Креативные индустрии получили правовой статус

Государственная дума приняла во втором и третьем чтениях закон о развитии креативных индустрий в России, который был внесен в ноябре 2023 года. Он ввел определение креативных индустрий, которого до сих пор не было, как экономической деятельности, связанной с созданием, распространением и реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью. В число таких индустрий выключены искусство, мода, дизайн, реклама, разработка программного обеспечения, видеоигр и другие.

Документ определил четыре вида креативных индустрий, основанных на: 

  • историко-культурном наследии; 

  • произведениях литературы и искусства, результатах издательской и исполнительской деятельности и фонограммах; 

  • информационно-телекоммуникационных технологиях, деятельности СМИ, деятельности в сфере связей с общественностью; 

  • прикладном творчестве (включая создание одежды, аксессуаров, декоративно-прикладное и сценографическое искусство, дизайн, архитектуру, гастрономию).

Понятие креативных индустрий появилось в правовых документах в 2024 году, когда президент России утвердил «Основы государственной культурной политики». В документе к креативным отраслям отнесли промышленный дизайн, модную, музыкальную и кинотеатральную индустрии, телевидение, производство рекламы и компьютерных игр, издательский и галантерейный бизнес, книготорговлю и СМИ. Однако, по мнению участников медиарынка, список был не полным.  

Закон формирует полностью новый, ранее не закрепленный на законодательном уровне сектор креативной экономики. Он устанавливает принципы государственной политики для развития креативной экономики и отечественных креативных индустрий, формирует единый перечень видов, а вместе с этим закрепляет механизмы поддержки креативного предпринимательства.

Денис Кравченко
соавтор инициативы, первый заместитель председателя комитета по экономической политике

Кто получит право на господдержку

Планируется создание реестра субъектов креативной экономики, в который войдут сведения о физлицах, индивидуальных предпринимателях и компаниях, которые занимаются бизнесом, относящимся к деятельности креативных индустрий. Порядок формирования и ведения реестра установит правительство.

Субъекты креативных индустрий, включенные в этот реестр, смогут получить господдержку на федеральном и региональном уровне, в том числе финансовую, имущественную, образовательную и информационную. Для этого, помимо присутствия в реестре, они должны работать в России, не обладать статусом иноагента и не иметь просроченной неурегулированной задолженности перед государством или регионом и по обязательным платежам в бюджет.

Закон также предусматривает создание креативных кластеров — территорий, на которых «компактно расположены объекты недвижимости, предназначенные для осуществления деятельности субъектов креативных индустрий и обладающие необходимой инфраструктурой для осуществления такой деятельности». В регионах также возможно создание центров креативных индустрий.

Закон предполагает возможность для каждого региона выбирать приоритетные для себя индустрии и делать упор на их развитие и поддержку. По мнению авторов, это позволит стимулировать разностороннюю творческую направленность субъектов РФ и не рушить их устоявшиеся успешные практики.

Один куратор вместо десяти

В пояснительной записке к законопроекту, его авторы, среди которых — представители всех фракций, отметили, что до недавнего времени креативное направление экономики регулировали около 20 различных законов и более 10 федеральных министерств и ведомств. Новый закон предусматривает одного куратора на федеральном уровне, закрепленного за развитием направления. Его определит правительство РФ.

Курирующий орган исполнительной власти будет аккумулировать информацию из всех регионов страны в единый реестр субъектов креативных индустрий, а также собирать сведения об инфраструктуре поддержки.

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
09.09.2024
Редакция ADPASS
09.09.2024
Google стал объектом трех антимонопольных разбирательств в США и Англии

Антимонопольные власти Америки и Великобритании всерьез взялись за интернет-гиганта Google. Сегодня в США началось рассмотрение нового антимонопольного дела против Google по обвинению в злоупотреблении доминирующим положением на рынке интернет-рекламы. Тремя днями ранее другой американский суд назвал сроки вынесения решения по еще одному делу — о незаконной монополизации рынка поисковых систем. Вердикт суда ожидается в августе 2025 года. Одновременно о подозрениях в монополизации Google рынка онлайн-рекламы заявил еще и британский регулятор. Во Всемирном центре рекламных исследований (WARC), между тем, уже заговорили о снижении доли Google на рынке интернет-поиска, а исследователи из Bernstein Research выяснили, что у поколения зумеров вместо слова «гуглить» снова в ходу нейтральное «искать».

Редакция ADPASS
28.08.2024