Реклама пошла вслед за ключевой ставкой: Group4Media понизила годовой прогноз развития российской рекламы до 18%
По обновленному прогнозу группы Group4Media, динамика российского рекламного рынка в 2025 году составит 18% год к году с учетом ритейл-медиа. Это следует из данных об объемах рынка в прошлом и текущем году, которую представили представители группы на конференции «Обзор медиарынка». В 2024 году Group4Media оценивала его в 1,198 трлн рублей с учетом ритейл-медиа, а в 2025 году прогнозирует 1,418 трлн рублей. Оценку по 2026 году в группе не предоставили. Другие участники рынка прогнозируют рост рекламного рынка в следующем году от 15% до 28% с ритейл-медиа и от 7% до 16% без него.
Group4Media первой среди крупнейших российских рекламных групп после снижения ключевой ставки Центробанка до 16,5% обновила прогноз развития рекламного рынка в 2025 году.
На онлайн-конференции «Обзор медиарынка» директор департамента инноваций Group4Media Наталья Балута сообщила, что в 2025 году, по прогнозу группы, объем российского рынка вместе с ритейл-медиа составит 1418 млрд рублей против 1198 млрд в прошлом году. В июле этого года группа ожидала роста на 20%, и из представленных данных следует, что прогноз понижен до 18% в рублях. Правда, эту цифру группа в своей презентации не представила, ограничившись прогнозом 29-процентного роста российского рынка в долларовом эквиваленте по итогам этого года.
По итогу трех кварталов, по данным Group4Media, рекламный рынок вырос лишь на 18% против 39% в январе-сентябре 2024 года. Самый высокий рост показал сегмент ритейл-медиа — 35%, наружная реклама и цифровые каналы коммуникации (по 12%). Расходы на рекламу в прессе упали на 4%. Аудиосегмент прибавил 4%, объемы рекламы на ТВ увеличились на 7%.
В 2026 год российские рекламные группы смотрят с оптимизмом. Свои прогнозы на следующий год озвучили три крупные российские группы — «Оккам», «Родная речь» и OMD OM Group. «Оккам» и «Родная речь» — в конце сентября, OMD OM Group — в конце октября. «Оккам» оценивала рост российского рекламного рынка в следующем году в 28% с учетом расходов на ритейл-медиа и на 12% без учета этого сегмента. «Родная речь» прогнозировала рост на 15–28% с ритейл-медиа и на 7–16% без этого сегмента. OMD OM Group представила прогноз только в классических медиа, без учета ритейл-медиа, — плюс 15%.
По консенсус-прогнозу ADPASS, опубликованному в июле этого года, объем российского рынка увеличится в 2025 году в среднем до 22% c учетом расходов на ритейл-медиа и на 15% без этого медиаканала. По данным комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в первом полугодии 2025 года рост отечественной рекламной индустрии замедлился почти втрое — до 10% против 28%, которые ассоциация зафиксировала в январе-июне 2024-го.
Прогнозы снижаются на фоне охлаждения рынка и замедления потребительского спроса
Потребительская активность начала замедляться даже в сегменте товаров повседневного спроса. В январе—сентябре 2025-го количество чеков потребителей в продуктовых магазинах выросло лишь на 3,5% год к году, подсчитали в сервисе «Чек Индекс» в операторе фискальных данных «Платформа ОФД». При этом январе—апреле динамика оценивалась в 6%. В первые три квартала года в универсальных продуктовых магазинах число покупок было на уровне 2024-го, в специализированных выросло всего на 1,5%, а в мясных лавках и вовсе опустилось на 7% год к году. Оборот розницы растет лишь за счет увеличения цен и среднего чека, заявляют в «Чек Индексе». По данным другого оператора фискальных данных, «Такском», в сентябре—октябре 2025-го продажи основных продуктов питания в натуральном выражении просели на 5% год к году.
ТВ стабилизировалось, а YouTube продолжает сокращаться
В Group4Media также обратили внимание на то, что телесмотрение, ранее демонстрировавшее падение, в первые три квартала прекратило снижаться.
Среднесуточный охват на ТВ в аудитории 12+ в январе-сентябре 2025 года остался на уровне аналогичного периода прошлого года и составил 78 млн человек. «Более того, по охвату и по времени потребления некоторые соцдем-группы начали демострировать рост», — сообщила директор департамента инноваций Group4Media Наталья Балута на вебинаре группы. По данным Group4Media, на фоне сокращения аудитории YouTube на ТВ растет детская аудитория.
Долю внедомашнего ТВ-просмотра, которое в этом году добавила в свои измерения по всей России компания Mediascope, в общем количестве ТВ-инвентаря в январе-сентябре 2025 года в Group4Media оценили в 13%.
Месячная аудитория YouTube в России продолжает сокращаться. С сентября 2024 года по сентябрь 2025-го она просела на 20 п.п. до 19%. В июле 2025 года YouTube по месячной аудитории впервые обогнала российская соцсеть «Вконтакте». За год лидерами по приросту аудитории стали Telegram, Ozon и Rutube.
Параллельно снижается время, которое россияне проводят в интернете. В сентябре 2025 года российские пользователи проводили в интернете в среднем 4 часа 13 минут в сутки. Это на 8 минут меньше, чем в сентябре 2024 года. При этом охват пока стабилен и составлял в сентябре этого года 84% (103 млн человек).