Ловушка для молодых сайтов от Яндекса и Google — «песочница». Как в нее не попасть
Считается, что молодые сайты особенно сложно продвигать из-за существования так называемой песочницы — изолированной зоны, при нахождении в которой ресурс не ранжируется поисковыми системами. Эксперты в области поискового продвижения рассказывают, как новые сайты могут обойти эту проблему или нивелировать ее негативный эффект.
Почему сайты попадают в песочницу
Александр Шестаков, руководитель платформы LinksSape:
Песочница — специальный фильтр, который используют поисковые системы. Он накладывается на новые сайты, и несколько месяцев поисковики пристально проверяют их, выясняют, не используют ли владельцы нежелательные методы оптимизации: например, AI-тексты, ссылочный спам, клоакинг, жесткое манипулирование выдачей.
Кроме того, таким образом поисковики экономят краулинговый бюджет — сканирование и индексация каждой страницы имеют цену, и системам важно добавлять в свою базу только то, что действительно ценно для аудитории. По сути, это фильтр первичной очистки выдачи.
Понять, что сайт в песочнице, можно, если у вас:
Это чаще всего происходит после старта, когда вы только купили домен, и ситуация длится достаточно продолжительное время — обычно от 2 до 12 месяцев.
Если же сайт нормально ранжируется в выдаче и получает органический трафик, скорее всего, он не находится в песочнице. Особенно это касается ранжирования по длинным низкочастотным фразам.
Как уменьшить вероятность попадания в песочницу
Дмитрий Першин, руководитель SEO-отдела компании «Аспро»:
Песочницу можно обойти, если принять во внимание несколько важных моментов. Так, если продвигать домен с историей и качественными ссылками, вы получите определенное преимущество и, возможно, попадания в песочницу удастся избежать.
В данном контексте интересен кейс продвижения сервиса для финансово-управленческого учета «Аспро.Финансы». Домен был куплен в мае 2023 года и после релиза в июне сайт сразу начал получать трафик из поиска:
То есть, фактически, благодаря правильной предрелизной подготовке, ресурс сумел сразу обойти песочницу.
Кроме того, чтобы сайт избежал песочницы, название домена должно быть лаконичным — его должно быть легко читать и запоминать. Также у новых сайтов нередки проблемы с хостингом, когда сайтам элементарно не хватает места на диске — они часто падают и зависают при загрузке. Для поисковых систем это определенный сигнал, что сайт недостаточно качественно оптимизирован. Сегодня на рынке хостингов много предложений, поэтому имеет смысл тщательно ознакомиться с отзывами и выбрать наиболее подходящий именно под ваш проект.
Александр Шестаков, руководитель платформы LinksSape:
Для избежания песочницы важно продумать позиционирование ресурса — фирстиль и гайдлайны —, а также выбрать движок.
Фирстиль и гайдлайны придают ресурсу уникальность, повышают вероятность обойти песочницу. Также позиционирование упрощает работу внутренних процессов, задает определенные правила, как представлять компанию в сети и в офлайне. В гайдлайн закладываются ценности, которые являются вашими УТП и отличают вас от конкурентов, а также в нем вы описываете слоган в простой, понятной форме.
Выбор движка зависит от ваших целей, а также типа сайта — коммерческого или информационного. Если в моменте вам нужно запустить акцию, возможно, подойдет конструктор — Wix или Tilda. Простой сайт-визитка позволит заявить о себе в сети и не потребует длительной сложной работы.
Если же ваш проект более комплексный, вам, скорее всего, потребуется больше возможностей, чем предоставляют конструкторы. Например, для собственного интернет-магазина могут потребоваться онлайн-калькуляторы, карты или сервисы проверки каких-либо данных.
Как вывести сайт из песочницы
Александр Шестаков, руководитель платформы LinksSape:
Если ваш сайт все же оказался в песочнице, то работа над выходом из нее начинается с семантического ядра. Его нужно кластеризовать, поделить запросы на группы по смысловым интентам, по которым пользователи должны прийти на страницу и получить нужную информацию. Надо разделить запросы на информационные и коммерческие, потому что их ранжирование принципиально различается. Далее требуется провести чистку запросов, убрать мусорные, оценить частотность и геозависимость.
Если у вас в ядре есть запросы с существенными отличиями в выдаче для разных регионов, значит, запрос геозависимый. Такие запросы нужно выделить в специальную когорту и дальше решить, имеет ли смысл делать региональную адаптацию для сайта. Если вы изначально не заложите возможность адаптироваться к региональности в архитектуру сайта, потом сделать это будет гораздо сложнее.
Проработайте структуру ресурса, проанализируйте типы страниц в топе выдачи. Например, по запросам, связанным с грумингом для собак в Москве, в выдаче находятся только главные страницы сайтов. У всех них есть общие признаки, такие, как схема проезда на карте, отзывы и портфолио, а также услуги с ценами прямо на главной странице.
Соответственно, если вы не проанализируете выдачу, то можете совершить ошибку в работе над собственным сайтом. Выбор неверного типа страницы увеличивает шансы застрять в песочнице, когда вы не будете получать трафик и расти в позициях, а поисковик не будет считать сайт более качественным, чем конкурирующие.
Также важно помнить о дальнейшем развитии ресурса, заниматься UX-улучшениями, анализировать поведенческие факторы, строить воронки, упрощать жизнь пользователей уникальным функционалом — это тоже будет повышать сайт в ранжировании.
Дмитрий Першин, руководитель SEO-отдела компании «Аспро»:
Чтобы быстрее вывести ресурс из песочницы, важно грамотно провести техническую и внутреннюю оптимизацию ресурса, обязательно подключить HTTPS-протокол, создать и оптимизировать файлы robots и sitemap.
Необходимо вести регулярный мониторинг показателей, чтобы понимать текущий статус продвигаемого сайта. В этом могут помочь сервис для проверки позиций Topvisor и инструмент для формирования семантического ядра с возможностью анализа выдачи KeyCollector. Бесплатно это можно делать в панелях вебмастера — предлагаемые там отчеты достаточно информативные, на них удобно ориентироваться при продвижении.
Подытожим
Песочница неизбежна для нового сайта без положительной истории продвижения домена. Однако это не значит, что нужно сложа руки ожидать выхода из-под фильтра. Практика показывает, что на время пребывания в песочнице можно повлиять — изложенные выше действия помогут быстрее попасть в выдачу поисковиков и получать органический трафик.