Последний бренд Помпеи

Поделиться

«Одно слово, путник: зайди. Медная табличка тебе все скажет». Такая реклама встречала жителя Древнего Рима у входа в гостиницу. На медной табличке внутри была указана плата за номер. Жителям древнеримского государства были знакомы политическая агитация, деловая реклама, брендинг и другие двигатели торговли.

Но отношение к бизнесу в Древнем Риме отличалось от современного. Сенаторам, то есть представителям высшего класса, закон запрещал заниматься торговлей. Единственно достойным источником дохода считалось сельское хозяйство. Представители сословия всадников (средний класс) также смотрели на торговлю свысока, особенно на розничную. К крупным оптовым операциям претензий не возникала. А вот мелкая торговля была делом презренным, занятием для небогатых свободных граждан, вольноотпущенников и рабов.

Представители низших классов общества использовали различные способы заявить о своем товаре. Американский специалист по истории древнего Рима Эван Сейдж в свой статье Advertising among the Romans, опубликованной в 1916 году, высказал предположение, что упоминания имен и профессий в эпиграммах Марка Валерия Марциала, возможно, скрытая реклама. Ни опровергнуть, ни доказать эту гипотезу невозможно, так как нет документов, позволяющих сопоставить упоминаемые Марциалом имена с конкретными людьми. Остается лишь догадываться, были ли, например, рекламой торговца благовониями Косма такие строки: «Чтоб не несло от тебя перегаром вчерашней попойки, Жадно, Фесценния, ты Косма пилюли жуешь». Или такие «Запах бальзама люблю: это запах мужских притираний; Вам же, матроны, идут тонкие Косма духи». В двух разных эпиграммах Марциал в положительном контексте упоминает Стефановы бани рядом со своим домом. Пиар?

Лучше всего историками античности изучены города Помпеи и Геркуланум, погребенные под слоем пепла в результате извержения Везувия в 79 году н.э. При раскопках в Помпеях, идущих с XIX века, обнаружены фрески и граффити, некоторые из которых связаны с рекламой. Учитывая, что большая часть населения была неграмотной, популярна была графическая реклама.

В Помпеях на гостинице «Слон» был нарисован слон. Молочник вешал на своем магазине терракотовую табличку с изображением козы. Винодел изображал на табличке своего божественного покровителя Вакха, а его конкурент — двух мужчин, один из которых нес бурдюк с вином. Кроме табличек до наших дней дошли фрески на стенах домов в Помпеях, связанные с профессией хозяев. Например, в фуллонике (прачечной) Верания Гипсея.

Но больше всего было надписей на стенах домов, буквально тысячи. Тематика — самая разнообразная. Предвыборная агитация (ее обнаружено больше всего). Частные объявления («Потерян медный горшок. Вернувшему вознаграждение — 65 сестерциев, за информацию о его местонахождении — 20 сестерциев»). Объявление о сдаче комнат в наем. Реклама театральных постановок, гонок колесниц и, конечно же, самого популярного зрелища — боев гладиаторов (munera gladiatoria).

Хорошо известен рисунок, рекламирующий гладиаторские бои в городе Нола (около 20 км от Помпей). В подписи указано место боя, продолжительность шоу (четыре дня), имя усопшего, в честь которого проводятся бои, имена и псевдонимы гладиаторов, сведения о карьере участников. Первый Номер (Princeps) из школы гладиаторов Нерона близ Капуи участвовал в 13 поединках, из них выиграл 10. Веселый (Hilarius), выпускник той же школы, выиграл 12 боев из 14. Креун (Creunus) — 5 боев из 7. У каждого было хотя бы несколько проигранных боев. Видимо, проигравших гладиаторов добивали не так часто, как в кино о древнем Риме.

Сохранились объявления о боях, проходивших в самих Помпеях, — с именами организаторов, числом гладиаторов и датами поединков, сведениями о дополнительных развлечениях (травля диких зверей, атлетические состязания, театр), удобствах (навес от солнца).

Для зрителей выпускались программы боев. Об этом упоминает философ Сенека-младший в «Нравственных письмах к Луцилию»: «Никто, торопясь позвать повитуху к рожающей дочери, не станет читать распоряженье об играх и их распорядок» (письмо 117). О них же упоминает Овидий в «Искусстве любви»: «Заговорить, коснуться руки, попросить объявление, спор предложить об заклад, кто из бойцов победит».

Гиды часто говорят приехавшим в Помпеи туристам, что каменные изображения пенисов на улицах города служили указателями, рекламой публичных домов. Это байка. Специалисты по античности считают, что изображение пениса было оберегом, предохранявшим от сглаза. Тем не менее реклама секс-услуг в городе была.

Один из самых крупных кластеров граффити (около 150 текстов и рисунков) был обнаружен в лупанарии — единственном в Помпеях здании, построенном специально для этой цели. Их подробно описывает Сара Левин-Ричардсон из Университета штата Вашингтон в книге The Brothel of Pompeii. Sex, Class, and Gender at the Margins of Roman Society. Около трети надписей — неприличного содержания. Есть отзывы клиентов (по современной терминологии — контент, созданный пользователями): «Когда я пришел сюда, то потрахался, а потом вернулся домой». «Здесь я перетрахал многих девушек», «Феликс, ты хорошо трахаешься». «Феб — pedico». «Парис и Кастренсий — красивые». Ценники на продажную любовь были найдены и в других местах. В доме богатого жителя, известный как «Дом Юпитера», была обнаружена такая надпись: «Атенаис 2 асса, Сабина 2 асса». Асс — медная монета, равная 1/10 сестерция. В баре, принадлежавшем Марку и его компаньону, часть имени которого не дошла до нашего времени, верны (домашние рабы) предлагали себя за 5 и 8 ассов. Согласно еще одной надписи, Маритим делал куннилингус за 4 асса, но девственниц то ли обслуживал бесплатно, то ли вообще не обслуживал, то ли гарантировал им, что кроме куннилингуса ничего не будет.

В помпейских домах также было найдено множество эротических фресок. Например, в так называемых Пригородных термах. Непонятно, предоставлялись ли в термах услуги проституток, или это просто образцы дизайна интерьера.

Ферментированные рыбные соусы гарум и ликвамен были популярными приправами, заменителями дорогостоящей соли. Живший в I веке новой эры Аул Умбриций Скавр был крупнейшим в Помпеях производителем этих соусов. По оценке профессора античной истории Университета Джорджии Роберта Кертиса, Скавр контролировал около трети рынка. На 28,6% кувшинов для этих соусов, найденных при раскопках в Помпеях и Геркулануме, стоит его имя или имя кого-то из его рабов, вольноотпущенников или членов семьи. На мозаичном полу у бассейна во дворе дома Скавра были изображены сосуды с рыбным соусом. К имени Скавра на сосуде часто добавлялись сведения о соусе, например: «из скумбрии», «выдержанный», «превосходного качества», «первосортный», «чистый».

Рекламную, торговую и любую другую активность в Помпеях, как известно, оборвал дефолт 79 года.

Черный лебедь прилетел с Везувия

Авторы:
Лев Синичкин
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

С юбилейного Национального рекламного форума прошло достаточно времени, но мы так и не успели поделиться с вами некоторыми материалами. Сегодня — самое время достать архивные записи и освежить знания о наружной рекламе.