14.11.2023, 17:30

Маркетплейсам предложили отмыть продавцов, а смытые деньги пустить на спасение «Почты России»

Поддержанную Минцифрой идею «Почты России» повесить на маркетплейсы инфраструктурный платеж для латания дыр в почтовом бюджете раскритиковал влиятельный Центр стратегических разработок. Там подсчитали, что в случае появления этого платежа в 2024-2027 годах бюджет страны недополучит 2,3 млрд рублей налогов, 297 тыс. человек не смогут найти работу, а цены на товары в онлайне вырастут минимум на 5%. Компенсировать убытки почтовиков можно, если вывести из тени продавцов маркетплейсов. «Обелением» должны заниматься сами платформы, считают в ЦСР.

«Почте России» не хватает на ремонт

В марте 2023 года «Почта России» сообщила, что работает в убыток. В прошлом году он составил 27 млрд руб. Совет директоров почтового оператора в начале октября решил провести независимый аудит, по итогам которого будет решаться вопрос о господдержке. Найти средства в компании планируют, обложив дополнительным оборотным налогом крупнейшие площадки электронной торговли с годовой выручкой свыше 1 млрд рублей. Так называемый инфраструктурный платеж должен, по мнению почтовиков, составить 0,5% с оборота онлайн-ритейлеров.

Предложение «Почты России» поддержало Минцифры. Как полагают в ведомстве, инфраструктурный платеж маркетплейсов сможет покрыть часть убытков и ремонт почтовых отделений в малых населенных пунктах, где проживает до 5 тыс. жителей. Как объяснил глава Минцифры Максут Шадаев, платеж планируется высчитывать по определенной министерством и почтовым оператором формуле. «Мы сейчас сделали формулу и будем по формуле считать. Берем 28 тысяч отделений почтовой связи, <…> смотрим по ним выручку, расходы, считаем убыток. А дальше вопрос: «Будем ли мы к убытку присоединять компенсацию заработной платы и реконструкцию почтовых отделений?» — сказал Шадаев.

ЦСР: инфраструктурный платеж почтовикам принесет убытки всем остальным

В ЦСР полагают, что первыми от введения инфраструктурного платежа пострадают потребители. Рост онлайн-цен, по оценке центра, составит минимум 5%, при том, что уровень годовой инфляции в стране уже приблизился к 7%. Далее начнется торможение развития сервисов в e-com-сегменте, чьи потребители отличаются высокой чувствительностью к качеству услуг. Оба этих фактора приведут к снижению покупательской активности.

Могут пострадать рынок труда, малый и средний бизнес. Объем несозданных рабочих мест в ЦСР оценивают в 297 тыс. сотрудников, а 200 тыс. предпринимателей не смогут открыть свое дело.

«Развитие рынка E-comm замедлится почти в два раза и произойдет это прежде всего из-за невозможности маркетплейсов инвестировать в цифровые решения и инфраструктуру – склады, сортировочные центры, логистика, цифровые сервисы для продавцов и покупателей, пр. Объем недоинвестированных капитальных затрат к 2027 году может составить 580 млрд рублей. В результате чего бюджет страны за три года недополучит 2,3 трлн рублей налоговых отчислений. Причем данные негативные эффекты могут быть существенно больше, так как рынок E-comm связан с такими опорными отраслями экономики страны как недвижимость, логистика, финансовый сектор и др.» — считает заместитель генерального директора ЦСР Лора Накорякова.

В ЦСР предлагают «обелить» продавцов маркетплейсов, а «обеленные» средства отправить на почту

По мнению центра, убытки «Почты России» могут быть покрыты за счет дополнительных налоговых поступлений от «обеления» продавцов. В ЦСР не без оснований полагают, что часть селлеров не платит налоги полностью, и предлагают поручить их «обеление» маркетплейсам. Однако наличие нескольких налоговых режимов с разным порядком расчета налога (НПД, НДФЛ, УСН, налог на прибыль и т.д.) не позволяет просто возложить на маркетплейсы обязанность исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог с каждой транзакции продавца.

Поэтому в ЦСР предложили два более простых инструмента «обеления»: возложить упрощенную функцию налогового агента на маркетплейсы или обязать их передавать в ФНС России информацию о доходах всех продавцов.

В первом случае маркетплейс должен будет удерживать с каждой выплаты продавцу некую сумму по общей налоговой ставке (например, 1%), а затем перечислять ее в бюджет. В налоговый период продавец рассчитает свой налог в соответствии с применяемым режимом и зачтет ранее уплаченную маркетплейсом сумму. Следствием такого подхода станет то, что недобросовестный селлер заплатит налог в бюджет, а добросовестный не почувствует никаких изменений.

При этом эксперты центра отмечают два недостатка такого решения: сокращение оборотных средств продавцов, так как платеж будет взиматься до момента, предусмотренного Налоговым кодексом, и то, что такой платеж не всегда будет отражать реальную налоговую нагрузку предпринимателя.

Второй вариант, предложенный ЦСР, подразумевает регулярную передачу онлайн-платформами в ФНС информации обо всех доходах, полученных на маркетплейсах теми продавцами, которые обязаны уплачивать налог с них в России. Полученная таким образом информация далее может использоваться ФНС для выявления недобросовестных продавцов, которые не уплачивают налоги со своих доходов в положенном объеме.

Единственным, да и то формальным, недостатком второго решения является сложность его администрирования налоговыми органами, считают в центре. Налоговикам будет необходимо проводить сверки для выявления недобросовестных селлеров на маркетплейсах и затем проводить мероприятия налогового контроля (взыскивать налоги, штрафы или пени).

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
28.10.2024
Редакция ADPASS
24.10.2024
Редакция ADPASS
22.10.2024
Редакция ADPASS
17.10.2024