Как увеличить продажи и получить больше лояльных покупателей с помощью возможностей мобильного приложения
Привет! Мы — Creonit / digital production. Больше 7 лет мы занимаемся разработкой цифровых сервисов, в том числе веб и мобильных приложений. На примере нашего заказчика хотим показать, как создать приложение, которое будет полезно бизнесу и его клиентам.
Потребности клиента
-
Создать новую точку контакта с покупателями и получить инструменты для глубокого взаимодействия с ними.
-
Получать больше информации о своих клиентах.
-
Перенести в онлайн программу лояльности, чтобы клиенты могли в приложении посмотреть свои баллы, уровень скидки, получать информацию о новых акциях.
Исследование целевой аудитории
Мы собрали показатели метрики с сайта клиента по возрасту и увлечениям, метрики из групп в социальных сетях (VK, Instagram*). Выяснили, что нашей целевой аудиторией являются молодые люди от 18 до 25 лет. Наши сотрудники — частые посетители этой сети кофе-баров, мы провели интервью и узнали, что они хотели бы видеть в приложении и каких инструментов не хватает.
Собрали общие ожидания:
-
Видеть свои бонусы и как достигнуть следующего статуса в программе лояльности;
-
Возможность заказать заранее кофе и повторить заказ;
-
Видеть состав напитков и их калорийность.
Конкурентный анализ
Мы выявили список бизнесов со схожей тематикой (например, из категории «еда») и конкурентов кофе-баров из iOS и Android. Выделили главные, получилось 10 штук. Затем выписали функции и сравнили реализацию между разными приложениями. У реализации нашли плюсы и минусы. Выявили основные User Stories, которые внедрены в приложения конкурентов и ЦА. Зафиксировали их в Miro.
Описание бизнес-процессов
Описали бизнес-процессы. Некоторые из них:

Например вот так выглядит бизнес-процесс начисления бонусов:

User Stories
На этом этапе описали, какие User Stories должны выполняться в приложении.
User Story необходимы для того, чтобы узнать, что нужно клиенту, найти его основные боли и их решения. Какие боли, например, решают push-уведомления? Они возвращают клиентов, напоминают о скидках и акциях, повышают количество взаимодействий с приложением и являются дополнительной точкой контакта с покупателями.

Программа лояльности всегда находится у пользователя под рукой: перед покупкой он может посмотреть, сколько рублей сэкономит на текущей покупке, когда и сколько она ему даст новых бонусов.
User Story: узнать статус своего бонусного счета:
-
Пользователь: клиент;
-
Какое действие пользователь хочет выполнить: просмотреть свой статус бонусного счета;
-
Зачем: узнать, на сколько еще рублей нужно купить кофе, чтобы перейти на следующий уровень кэшбэка, увеличить его и текущий уровень скидки.

Мы написали десятки таких User Story, согласовали их с заказчиком и проследили, чтобы каждая из них попала либо в ТЗ на MVP, либо в бэклог.

JTBD
JTBD помогает создавать только те продукты, которые нужны пользователю и отвечают его потребностям. Мы сформировали JBTD на основе конкурентного анализа, анализа ЦА, User Stories. Важно было реализовать функции:
-
Просмотр процента кэшбэка до покупки;
-
Найти ближайший кофе-бар для покупки кофе;
-
Узнать акционные предложения до покупки;
-
Выбрать напиток до покупки.
Реализация этих функций напрямую связана с системой учета, которая была у заказчика — iiko. Это специализированная система ERP-класса, предназначенная для автоматизации ресторанного бизнеса. Касса, склад, персонал, кухня, финансы, отчетность — все в единой системе. Из неё мы получаем практически всю информацию для приложения: данные о пользователях, информацию о программе лояльности, каталог товаров. Мобильное приложение передаёт в iiko новую информацию о пользователях: их пол, имя, контактные данные и дату рождения.

Информации в приложении много и она постоянно обновляется. Кофе-бары открываются по несколько штук в неделю и программа лояльности действует во всей сети. Поэтому мы интегрировались с iiko во всех возможных направлениях:
-
Создаем новых посетителей в iiko, которые регистрируются впервые через приложение;
-
Передаем данные о пользователях в iiko и берем данные о существующих пользователях оттуда;
-
Текущий заказ и история заказов;
-
Бонусы клиента;
-
Кофе-бары (адреса, координаты, режим работы);
-
Каталог товаров;
-
Цены и товары для разных кофе-баров;
-
Отметка о применении промокода / участии в акции.

Если клиент хочет узнать, где находится ближайший кофе-бар, то приложение подскажет ему эту информацию: мы вытаскиваем из iiko список кофе-баров с адресами и определяем текущее местоположение пользователя и ближайшего кофе-бара. Затем эти данные передаем клиенту через приложение.

Вернемся к push-уведомлениям. Чтобы стимулировать клиента к покупкам через мобильное приложение, мы плотно поработали с отделом маркетинга клиента, который придумал ряд акций. Мы реализовали для этих акций и push-уведомлений логику на backend и frontend. На этом проекте мы интегрировались с сервисом Pushwoosh.
Например, бизнес-логика для push-уведомлений выглядит так:

Метрики и система статистики
Отделу маркетинга клиента нужно понимать, какие рекламные кабинеты работают, какие промокоды чаще всего вводят, сколько push-уведомлений доходят до клиентов и по каким из них они совершают переход в приложение. Метрики мы определили заранее до старта работ. Какие-то данные для метрик мы берем из iiko, информацию о доставленных и открытых push — от Pushwoosh, также использовали appmetrica и firebase. Чтобы клиент понимал, запустил он успешную акцию или нет, нужна была система статистики.
Мы разработали для клиента собственную систему статистики. Она собирает данные об установке и использовании, фиксирует всю активность посетителей, а затем отправляет статистику на сервер. Так клиент может видеть данные, собранные из backend-сервера мобильного приложения:
-
статистику по удержанию посетителей;
-
показатели прироста количества пользователей;
-
статистику по экранам приложения — после какого экрана пользователи закрывают приложение чаще всего;
-
количество уникальных пользователей за выбранный период;
-
показатели по сессиям пользователей (общая, за период, средняя);
-
открытие приложения;
-
переходы по разделам;
-
общее количество пользователей приложения;
-
общее количество чеков;
-
число уникальных пользователей, которые оплатили заказы через приложение в течение заданного периода;
-
количество применений промокодов;

С помощью этих данных определяем:
-
Успешность рекламных кампаний по привлечению новых пользователей в приложение;
-
Успешность новых релизов.
Если после релиза увеличиваются показатели по удержанию пользователей, значит им полезен новый функционал и они чаще возвращаются. Вся эта информация может быть проанализирована и представлена в разрезе требуемых метрик, которые демонстрируются в виде дашборда на выделенной непубличной странице основного сайта компании.
RoadMap, структура, техническое задание, прототипы
Из данных, указанных выше, мы составили перечень задач MVP и RoadMap на 3 этапа на 1.5 года вперед, реализовали все крупные релизы приложения. Приоритезировали задачи по степени их важности пользователям, потенциалу монетизации и трудозатратам.
На основе User Stories составили структуру приложения. На основании Структуры и бизнес-процессов составили ТЗ, в котором описали все предыдущие процессы. Через время мы дописали ТЗ на дополнительные функции. Также на основании ТЗ разработали прототипы.
Дизайн
Кейс по дизайну вы можете посмотреть на нашем Behance.
Backend
В работе мы используем API Based подход, благодаря которому можно построить инфраструктуру из нескольких продуктов вокруг одного API. В этот раз команде backend-разработки было также просто приступать к разработке: параллельно с версткой макетов они разрабатывали API, а затем интегрировали с ним клиентскую часть — frontend мобильного приложения. Благодаря этому подходу проект легко поддерживать и развивать.
Весь возможный контент редактируется через админку, поэтому, если поменялась какая-то информация про программу лояльности, мы с легкостью изменяем её, не выпуская новую версию приложения, а также не ждем модерации в магазинах приложений.
Приложение — кроссплатформенное, его быстрее и удобнее разрабатывать, так как не нужно отдельно делать приложения для разных платформ. Для клиента разработка получается более бюджетной. Это давно поняли крупные игроки рынка и используют кроссплатформу для своих приложений (например Яндекс или VK).
Результат
Мы вместе с командой клиента сделали мобильное приложение для гостей их кофе-баров, которое помогло:
-
Создать новую точку контакта с гостями;
-
Провести работу над повышением ретеншна (за счет маркетинговых акций внутри приложения);
-
Плавно внедрить новую программу лояльности, которая сначала реализовалась офлайн;
-
Получить новые данные о гостях заведений;
-
Получить много информации о товарах/акциях/программе лояльности: теперь пользователь получает ее из приложения, а не от барист, что снимает необходимость барист отвечать на эти вопросы.
Если вы хотите читать больше полезных кейсов, то подписывайтесь на наш телеграм-канал, в котором мы делимся тем, что сами считаем важным и полезным: о том, что и как работает в IT, о кейсах и интересных решениях, которые мы применяем на проектах, о полезных лайфхаках для менеджеров и не только.
*Продукты Metа признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.