ИИ-фродстеры заработали $350 млн на накрутке прослушиваний в Spotify и Apple Music
Развитие искусственного интеллекта стимулировало появление нового нелегального бизнеса — музыкальных ИИ-фродстеров. Они работают по простой схеме: нейросети сочиняют музыку, треки от ИИ подгружаются на музыкальные сервисы, боты накручивают прослушивания, а мошенники получают за них отчисления от стримингов. Музыкальные сервисы теряют на мошенниках больше $350 млн в год. Платформы начали блокировать композиции с резкими скачками прослушиваний, но от этого страдают обычные музыканты — часто боты платформ принимают всплеск популярности их треков за фрод.
Мошенники наводнили Spotify, Apple Music и другие сервисы для прослушивания музыки треками, созданными с помощью искусственного интеллекта. Их можно создать почти бесплатно и быстро. По оценке музыкального стриминга Deezer, в апреле 2025 года на их платформу ежедневно загружалось более 20 тыс. композиций, полностью созданных искусственным интеллектом — это 18% от общего количества новой музыки, появившейся в этом месяце на сервисе. Чтобы пользователи слушали ИИ-треки, мошенники часто выдают их за музыку популярных исполнителей, либо накручивают прослушивания с помощью ботов. За каждое прослушивание музыкальные сервисы платят деньги. Суммы небольшие — десятые доли цента за одно прослушивание, но количество прослушиваний и число загруженных композиций превращают накрутку прослушиваний Spotify в неплохой источник дохода.
Сколько платят Spotify, SoundCloud и Apple Music
По данным платформы Lalal.ai, в 2024 году стриминговые платформы платили за одно прослушивание от $0,00069 до $0,022.
Qobuz — $0,022 за одно прослушивание Napster — $0,019–$0,021 Tidal — $0,013 Deezer — $0,0064 Apple Music — $0,0056–$0,0078 Spotify — $0,00437 Amazon Music — $0,00402 SoundCloud — $0,0025–$0,004 YouTube Music — $0,0007–$0,0012 Pandora — $0,00069
Apple Music утверждает, что на ИИ-фрод приходится менее 1% всех композиций в этом сервисе, однако при общем объеме мирового рынка музыкальных стримингов в $35,5 млрд, по данным Statista, в 2025 году потери составят более $355 млн.
По оценке технологической компании Fuga, которая создает инструменты для выявления музыкального фрода, наиболее активно занимаются этим видом бизнеса мошенники из Индии, Вьетнама, Таиланда и «некоторых регионы Восточной Европы» — конкретные страны компания не упоминает. Помимо композиций с резкими всплесками прослушивания Fuga также отслеживает одновременное прослушивание треков с разных устройств на одном аккаунте. «Вряд ли человек будет слушать одну и ту же песню одновременно на разных устройствах», — говорят в Fuga.
Дрейк обвинил Spotify и UMG во вмешательстве в биф с Ламаром
Накрутками промышляют не только мошенники из Азии и Восточной Европы. В ноябре 2024 года репер Дрейк от лица своей компании Frozen Moments подал иск к стримингу Spotify и Universal Music Group (UMG) с обвинениями в том, что они накручивали прослушивания дисс-трека Кендрика Ламара Not Like Us. Но вскоре, поняв, что не выиграет в суде у Spotify, которая обстоятельно доказала, что им нет никакого резона самим накручивать прослушивания и платить за это деньги, отозвал иск.
Стриминговые сервисы развивают системы защиты, которые блокируют музыку с резкими скачками в прослушиваниях, но часто от этого страдают обычные, ни в чем не повинные музыканты.
Набирающей популярность североирландской рок-группе Final Thirteen пришлось снять часть своей музыки со стримингов после того, как их обвинили в накрутке. Они сами связывают рост в десятки тысяч прослушиваний с тем, что их начали крутить на радиостанции Radio 1.
Группу Naked & Baked забанили за накрутку на Spotify — их композиция за неделю набрала 10 тыс. прослушиваний после того, как завирусилась на TikTok.
При этом музыкантам крайне сложно вернуть свои заблоченные треки обратно, британская газета The Guardian цитирует немецкую поп-певицу Левину, представлявшую Германию на Евровидении в 2017 году, которая борется со стримингами, чтобы вернуть свои песни. Музыкальные сервисы заблокировали ее аккаунт, просто потому, что ее сценический псевдоним похож на имя другой певицы, зарегистрированной на стримингах. «С потоковыми сервисами невозможно вести диалог — вы заполняете форму, ждете, а они отклоняют апелляции», — говорит Левина.
По мнению музыкальных продюсеров, опрошенных The Guardian, политика стримингов может привести к тому, что на них останутся только фродстеры, а музыканты, получающие от Spotify или Apple Music небольшие выплаты, откажутся от этого способа дополнительного заработка.