16.09.2024, 13:51

Вице-чемпион БРИКС по электронной коммерции: Индия на втором месте после Китая, Россия — в десятке мировых рынков

Оборот индийского рынка интернет-торговли (e-com) к концу 2024 года должен превысить $120 млрд, что ставит его на шестое место в мире и второе — в межгосударственном объединении БРИКС после Китая. Оценка приведена в отчете индийской маркетинговой компании Ken Research. Данных по российскому рынку в отчете нет, но, исходя из существующих данных объема интернет-торговли, Россия претендует на восьмую строку в мировом рейтинге с оборотом $92 млрд.

20% годовых

Индийский рынок электронной коммерции в последние годы показывает впечатляющие темпы роста. В 2017 году его оборот оценивался в $38,5 млрд и с того времени совокупный годовой темп роста (CAGR) составлял около 20%. Аналитики предсказывают дальнейший динамичный рост индийского рынка онлайн-коммерции, по разным оценкам, до $300-350 млрд к 2030 году.

Динамичному развитию рынка способствовали пять факторов:

1) Развитие инфраструктуры в рамках государственной инициативы «Цифровая Индия», направленной на улучшение качества доступа в интернет в городских и сельских районах, распространение сетей 4G;

2) Рост числа владельцев смартфонов. По данным Ассоциации интернета и мобильной связи Индии (IAMAI) в стране насчитывается более 700 млн пользователей интернета. Больше только в Китае — 1,05 млрд. Владельцев смартфонов в Индии — 659 млн, в Китае — 974,69 млн.

3) Благоприятная демография. Медианный возраст жителей страны — 28 лет, а молодежь больше склонна к онлайн-шоппингу;

4) Перемены в потребительском поведении. Все большее число потребителей отдает предпочтение покупкам в интернете — из-за удобства, большего выбора, привлекательных цен. Тенденция усилилась на фоне вынужденного использования интернет-магазинов в период пандемии COVID-19;

5) Инновационные платежные решения. Развитие эффективных систем цифровых платежей упростило процесс покупки. К этому добавился рост популярности цифровых кошельков и системы «Buy Now Pay Later”» (покупай сейчас, плати потом). (BNPL); 6) Модернизация инфраструктуры доставки товаров.

Китай и все-все-все

2024 год еще не закончился, так что сравнение оборотов ведущих мировых онлайн-рынков пока невозможно. В рейтинге, составленном аналитической компанией eMarketer по итогам 2023 года, места распределились следующим образом.

Крупнейшим мировым рынком электронной торговли является Китай. По данным китайского министерства торговли, в 2023 году оборот рынка составил 15,42 трлн юаней ($2,17 трлн), продемонстрировав годовой рост на 11%. В первом полугодии 2024 года оборот онлайн-торговли составил 7,1 трлн юаней ($996 млрд, 9,8% роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Компания eMarketer дает более высокую оценку китайского рынка — $3,02 трлн.

Даже если взять меньшую оценку, неоспорим тот факт, что по итогам 2024 года Китай уже 12-й год подряд станет ведущим мировым рынком электронной торговли.

Столь же неоспоримо второе место США. По данным американского минфина, рынок вырос в 2023 году на 7,6%, его годовой оборот составил $1,119 трлн. Оценка eMarketer почти такая же — $1,116 трлн. Последний квартал 2024 года был рекордным в истории онлайн-торговли США — $322,86 млрд.

По оценкам eMarketer, на долю Китая приходится более половины (52,1%) всей мировой онлайн-торговли. На долю Китая и США, вместе взятых — почти три четверти (72,2%).

Россия метит в десятку

Рынки, занимающие третье-шестое места в мировом рейтинге, имеют годовые обороты онлайн-торговли в интервале $100–200 млрд. Это: Великобритания ($195,97 млрд), Япония ($193,42 млрд), Южная Корея ($147,43 млрд) и Индия (оценка eMarketer — $118,9 млрд — чуть ниже оценки Ken Research). В первую десятку также входят Германия ($97,32 млрд), Индонезия ($97,14 млрд), Канада ($82,81 млрд) и Франция ($79,36 млрд).

Россия в рейтинге eMarketer отсутствует. Между тем, по размеру годового оборота страна может претендовать на место в первой десятке мировых рынков. Об этом свидетельствуют данные ежегодного отчета «Интернет-торговля в России — 2023» аналитической компании Data Insight, подготовленного при поддержке ряда отраслевых игроков (Альфа-банка, Boxberry, CPAExchange, GBS, Robokassa, «Оджетто», «Фабрика дверей» и ExpressRMS). По данным Data Insight, объем российской интернет-торговли в 2023 году составил 7,8 трлн рублей (прирост на 44% год к году) или $92 млрд. Таким образом, в прошлом году Россия могла бы претендовать на восьмое место в первой десятке мирового рейтинга.

Data Insight прогнозирует, что в 2024 году объем продаж на российском рынке электронной коммерции достигнет 10,2 трлн рублей ($108–123 млрд, с учетом колебаний курса рубля), рост рынка составит 30%.

Что такое Ken Research

Компания маркетинговых исследований Ken Research основана в 2011 году. За прошедшие годы Ken Research выпустила более 15 тыс. обзоров и докладов, ее услугами воспользовались более 2 тыс. компаний. 70% клиентов — фигуранты рейтинга Fortune 2000. Штаб-квартира компании находится в городе Гуруграм (штат Нарьяна, Индия). Сооснователи и директора компании — Намит Гоэль и Анкур Гупта.

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram