«Яндекс» расширяет рекламный инструментарий. Компания запускает единую платформу для запуска рекламных кампаний в своих e-com и райдтех-сервисах. Из одного рекламного кабинета клиент сможет разместить баннер на «Яндекс Маркете», а также в «Яндекс Еда», «Яндекс Лавка», «Деливери» и Go. Решение компании предложить рекламодателям новый инструмент — точный и верный расчет, считают эксперты. Реклама в ритейл-медиа — самый быстрорастущий сегмент индустрии. По данным Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР), в 2023 году он вырос втрое (на 227%), достигнув 163,5 млрд рублей.
Вице-чемпион БРИКС по электронной коммерции: Индия на втором месте после Китая, Россия — в десятке мировых рынков
20% годовых
Индийский рынок электронной коммерции в последние годы показывает впечатляющие темпы роста. В 2017 году его оборот оценивался в $38,5 млрд и с того времени совокупный годовой темп роста (CAGR) составлял около 20%. Аналитики предсказывают дальнейший динамичный рост индийского рынка онлайн-коммерции, по разным оценкам, до $300-350 млрд к 2030 году.
Динамичному развитию рынка способствовали пять факторов:
1) Развитие инфраструктуры в рамках государственной инициативы «Цифровая Индия», направленной на улучшение качества доступа в интернет в городских и сельских районах, распространение сетей 4G;
2) Рост числа владельцев смартфонов. По данным Ассоциации интернета и мобильной связи Индии (IAMAI) в стране насчитывается более 700 млн пользователей интернета. Больше только в Китае — 1,05 млрд. Владельцев смартфонов в Индии — 659 млн, в Китае — 974,69 млн.
3) Благоприятная демография. Медианный возраст жителей страны — 28 лет, а молодежь больше склонна к онлайн-шоппингу;
4) Перемены в потребительском поведении. Все большее число потребителей отдает предпочтение покупкам в интернете — из-за удобства, большего выбора, привлекательных цен. Тенденция усилилась на фоне вынужденного использования интернет-магазинов в период пандемии COVID-19;
5) Инновационные платежные решения. Развитие эффективных систем цифровых платежей упростило процесс покупки. К этому добавился рост популярности цифровых кошельков и системы «Buy Now Pay Later”» (покупай сейчас, плати потом). (BNPL); 6) Модернизация инфраструктуры доставки товаров.
Китай и все-все-все
2024 год еще не закончился, так что сравнение оборотов ведущих мировых онлайн-рынков пока невозможно. В рейтинге, составленном аналитической компанией eMarketer по итогам 2023 года, места распределились следующим образом.
Крупнейшим мировым рынком электронной торговли является Китай. По данным китайского министерства торговли, в 2023 году оборот рынка составил 15,42 трлн юаней ($2,17 трлн), продемонстрировав годовой рост на 11%. В первом полугодии 2024 года оборот онлайн-торговли составил 7,1 трлн юаней ($996 млрд, 9,8% роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Компания eMarketer дает более высокую оценку китайского рынка — $3,02 трлн.
Даже если взять меньшую оценку, неоспорим тот факт, что по итогам 2024 года Китай уже 12-й год подряд станет ведущим мировым рынком электронной торговли.
Столь же неоспоримо второе место США. По данным американского минфина, рынок вырос в 2023 году на 7,6%, его годовой оборот составил $1,119 трлн. Оценка eMarketer почти такая же — $1,116 трлн. Последний квартал 2024 года был рекордным в истории онлайн-торговли США — $322,86 млрд.
По оценкам eMarketer, на долю Китая приходится более половины (52,1%) всей мировой онлайн-торговли. На долю Китая и США, вместе взятых — почти три четверти (72,2%).
Россия метит в десятку
Рынки, занимающие третье-шестое места в мировом рейтинге, имеют годовые обороты онлайн-торговли в интервале $100–200 млрд. Это: Великобритания ($195,97 млрд), Япония ($193,42 млрд), Южная Корея ($147,43 млрд) и Индия (оценка eMarketer — $118,9 млрд — чуть ниже оценки Ken Research). В первую десятку также входят Германия ($97,32 млрд), Индонезия ($97,14 млрд), Канада ($82,81 млрд) и Франция ($79,36 млрд).
Россия в рейтинге eMarketer отсутствует. Между тем, по размеру годового оборота страна может претендовать на место в первой десятке мировых рынков. Об этом свидетельствуют данные ежегодного отчета «Интернет-торговля в России — 2023» аналитической компании Data Insight, подготовленного при поддержке ряда отраслевых игроков (Альфа-банка, Boxberry, CPAExchange, GBS, Robokassa, «Оджетто», «Фабрика дверей» и ExpressRMS). По данным Data Insight, объем российской интернет-торговли в 2023 году составил 7,8 трлн рублей (прирост на 44% год к году) или $92 млрд. Таким образом, в прошлом году Россия могла бы претендовать на восьмое место в первой десятке мирового рейтинга.
Data Insight прогнозирует, что в 2024 году объем продаж на российском рынке электронной коммерции достигнет 10,2 трлн рублей ($108–123 млрд, с учетом колебаний курса рубля), рост рынка составит 30%.
Что такое Ken Research
Компания маркетинговых исследований Ken Research основана в 2011 году. За прошедшие годы Ken Research выпустила более 15 тыс. обзоров и докладов, ее услугами воспользовались более 2 тыс. компаний. 70% клиентов — фигуранты рейтинга Fortune 2000. Штаб-квартира компании находится в городе Гуруграм (штат Нарьяна, Индия). Сооснователи и директора компании — Намит Гоэль и Анкур Гупта.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Во Всемирном центре рекламных исследований (WARC) ожидают, что глобальные рекламные расходы на ритейл-медиа уже в 2024 году сравняются с рекламными инвестициями в эфирное ТВ, а в 2025-м превысят их. В целом глобальный рекламный рынок в 2024 году вырастет на 10,5% до $1,07 трлн. Это на 2,3 п.п. больше февральского прогноза WARC. Индустрию будут двигать вперед спрос на искусственный интеллект в закупках цифровой рекламы, реклама в соцсетях и интернет-ТВ. Спад ожидает поисковую рекламу в связи с неопределенным будущим Google из-за антимонопольного разбирательства и перехода поисковых запросов в маркетплейсы. Между тем, в России участники рынка говорят о 20-30-процентном росте во всех сегментах рынка.