21.11.2025, 13:06

За Perplexity и «Алисы» не видно: чатботы-лидеры российского десктоп-трафика

Десктопный трафик от нейросетей в России за девять месяцев вырос более чем в девять раз. Лидируют американский Perplexity, российский GigaChat и китайский DeepSeek, а «Алиса» от «Яндекса» почти не участвует в распределении трафика.

Фотография BoliviaInteligente / Unsplash

Компания Digital Budget изучила десктопный трафик российских пользователей наиболее популярных нейросетей за январь — октябрь 2025 года. Согласно полученным данным, совокупный объем трафика за год вырос более чем в девять раз, со статистикой ознакомился «Коммерсант».

Крупнейшим генератором исходящего трафика оказалась американская Perplexity, на которую пришлось 24% переходов. На втором месте — GigaChat от Сбера (20%), далее следует китайский DeepSeek (19,8%). В первую пятерку также вошли ChatGPT (18%) и китайская Qwen (13%). Эти сервисы обеспечили 95% всего исходящего трафика. Доля «Алисы» от «Яндекса» в отчетности Digital Budget оценена всего в 0,2%.

Среди российских сайтов, на которые нейросети ссылаются чаще всего, Digital Budget выделяет vc.ru, habr.com, ozon.ru, mail.ru и consultant.ru. Основной объем переходов из нейросетей, по данным компании, приходится на yandex.ru (23% органического трафика), sber.ru (18%) и google.com (17%).

«Яндекс» не согласен

При этом «нейроблок» внутри «Алисы» в исследование не включался: в «Яндексе» подчеркивают, что нейросеть в поиске — не самостоятельный чат-бот, а встроенная часть поисковой системы. Компания не согласилась с оценками Digital Budget и заявила, что корректный расчет должен учитывать трафик каждого сервиса, где работает «Алиса AI». По словам «Яндекса», в 60% случаев бот обращается к поиску, при этом собственного ранжирования в поисковой выдаче не имеет. В компании отмечают, что для попадания в число цитируемых источников сайт должен занимать сильные позиции в органическом поиске.

Статистика ADPASS

Данные ADPASS дают другую картину. 54,1% от ИИ-переходов на наш сайт приходится на ChatGPT, 32,8% — на Perplexity. Третье и четвертое место заняли DeepSeek (8,2%) и «Яндекс Алиса» (3,3%). Топ-5 замыкает GigaChat от «Сбера», который принес нам 1,6% трафика.

ИИ-трафик ADPSS
ИИ-платформаДоля
ChatGPT54.1%
Perplexity32.8%
DeepSeek8,2%
"Яндекс Алиса"3,3%
GigaChat1,6%

Adpass

В Северной Америке лидирует ChatGPT

В США основную долю трафика с ИИ-ассистентов генерирует ChatGPT, на продукт OpenAI приходится около 80% переходов по ссылкам из нейросетевых ответов, сообщает Statcounter. Остальной трафик распределен между Microsoft Copilot (8%), Perplexity AI (7%), Google Gemini (3%) и Anthropic Claude (2%). По оценкам экспертов портала Searchengineland, на ChatGPT в 2025 году приходилось до 87% всего AI-реферального трафика в онлайн-ритейле США.

Хотя доля ИИ-поиска пока не превышает 1% от всех визитов, по информации исследовательской группы Growth Unhinged, этот канал растёт примерно на 1% ежемесячно.

ChatGPT лидирует и в Европе

В Европе ChatGPT формирует до 84% AI-переходов на сайты. Остальные игроки — Perplexity AI, Bing Copilot, Google Gemini и Anthropic Claude — делят оставшиеся проценты. По информации Conductor AI search benchmark report в ключевых странах ЕС ИИ-ассистенты постепенно влияют на видимость брендов: в Google-поиске до 25% запросов уже сопровождаются AI-обзором, меняя поведение аудитории. Хотя переходов пока немного, тренд в сторону генеративного поиска сохраняется.

В Китае все свое

По данным Statcounter, на ИИ-ассистент DeepSeek, запущенный в начале 2025 года, приходится от 70% до 90% всех переходов на сайты из AI-ответов в КНР. Например, по состоянию на май 2025 года доля DeepSeek оценивалась в 89,3% китайского рынка AI-поиска. Такой результат объясняется тем, что ChatGPT и аналогичные зарубежные сервисы фактически недоступны для массовой аудитории Китая из-за регулирующих ограничений. При этом ряд источников отмечает, что доля переходов из ChatGPT в Китае может колебаться от 10% до 20%, Google Gemini — от 1% до 2%, а количество переходов из Perplexity не превышает 1%.

Кроме DeepSeek основными игроками китайского ИИ-поиска являются.

1.Doubao (ByteDance)

Запущен в августе 2023 года компанией ByteDance, владельцем TikTok/Douyin. По данным QuestMobile, к августу 2025 года имел 157 млн уникальный пользователей в месяц, став самым массовым ИИ-приложением в Китае. Популярен благодаря глубокой интеграции с Douyin и простоте использования.

2. Kimi Chat

Разработан стартапом Moonshot AI, вышел на рынок в 2024 году. По информации Roland Berger, к февралю 2025 года удерживал 3-е место по числу пользователей среди LLM в Китае, уступая только Doubao и DeepSeek. Предлагает магазин плагинов (Kimi+) с мини-ботами для разных задач.

3. ERNIE Bot (Wenxin Yiyan, Baidu)

Представлен в марте 2023 года компанией Baidu, активно развивается как часть экосистемы Baidu Search. К концу 2024 года Baidu заявлял о 430 млн зарегистрированных пользователей ERNIE. Поддерживает китайскую специфику, включая адаптацию под госорганизации и образование.

4. Yuanbao (Tencent Hunyuan)

ИИ-ассистент от Tencent, построенный на базе модели Hunyuan. Появился в 2024 году, а в 2025-м быстро набрал популярность благодаря интеграции с WeChat, QQ и другими сервисами Tencent. Точных данных по MAU нет, но по оценкам Roland Berger, Yuanbao стал одним из самых быстрорастущих ИИ-помощников в стране.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

X5 Media
28.11.2025
Редакция ADPASS
13.11.2025
Редакция ADPASS
13.11.2025
Редакция ADPASS
07.11.2025
Монетизировать хаос: OpenAI предложила брендам зарабатывать на пользовательских ИИ-роликах

OpenAI нашла неожиданное решение проблемы авторских прав в эпоху генеративного ИИ: успокоить правообладателей, позволив им зарабатывать на пользовательской любви к их персонажам. Компания анонсировала новую стратегию для своей соцсети с короткими ИИ-видео Sora 2, в рамках которой бренды смогут загружать своих маскотов, устанавливать правила использования и получать деньги каждый раз, когда кто-то создает видео с Рональдом Макдональдом или Губкой Бобом. Исходно применявшаяся и не устроившая правообладателей модель «цензуры по запросу» трансформируется в новую модель монетизации, в которой «камео» персонажей из мультфильмов и рекламных маскотов начинают приносить доход.