11.05.2023, 15:17

Игра в вебтуна: корейские цифровые комиксы повторяют успех дорам и K-pop

Netflix объявил о новых миллиардных инвестициях в корейский кинематограф. Такие сериалы, как «Игра в кальмара», «Зов ада», «Мы все мертвы», стали для стриминговой платформы золотой жилой и перебивают рекорды популярности друг друга. Вместе с дорамами в массовую культуру начали проникать вебтуны, корейские интернет-комиксы. На родине их любят уже 20 лет, ажиотаж во всем мире только начался. Об очередном экспортном вирусе Страны утренней свежести рассказывает ADPASS.

Один из самых популярных вебтунов всех времен — «Клуб проклятых принцесс» (Cursed Princess Club)

Что такое вебтуны

Вебтуны (webtoons) — это красочные цифровые комиксы, манхвы (корейская разновидность манги, которая уже превзошла ее по популярности), предназначенные для просмотра на мобильных устройствах. Самые первые вебтуны были отсканированными манхвами, которые загружались на сайты в виде одностраничного макета. Формат получил развитие благодаря появлению смартфонов и планшетов в начале «нулевых». Новые устройства позволили скомпоновать контент вертикально и сделать удобное прокручивание. Современные вебтуны анимированы и озвучены. Как правило это сериализованные истории, разделенные на короткие эпизоды.

Один из самых популярных вебтунов 00-х — «След» (Trace)

20 лет назад крупнейшие IT-компании Кореи Daum (поисковая система номер два в стране, принадлежит корпорации Kakao) и Naver (поисковик и мессенджер номер один) запустили собственные конвейеры по производству нового медиа, создав отделы разработки вебтунов. Эти платформы облегчили авторам выпуск контента и дали им аудиторию, далеко выходящую за рамки традиционной для комиксов — молодых мужчин. Японские манги не имели такой мощной технологической поддержки и застряли в книжных магазинах в ч/б-полиграфическом виде. Корейские комиксы получили огромный потенциал роста в цифре.

Сон Джехо, корейский автор-пионер вебтунов объясняет этот феномен так: быстрая социальная природа формата привлекает молодых пользователей, которые выросли, приклеившись к своим телефонам, а не коротали время в магазинах комиксов, как их родители и старшие братья. Новые читатели мгновенно реагируют на новые выпуски, оставляя комментарии либо через специальные приложения для вебтунов, либо через приложения для чтения общего пользования.

Вебтуны — это отрасль, которая сверхчувствительна к последним тенденциям рынка», — говорит Сон Джехо.

Вебтуны в США

К 2008 году аудитория вебтунов Naver достигла 10 млн человек, а 3 млн корейцев платили деньги за доступ к ним. В 2016 году Naver начала глобальную экспансию, открыв дочернюю компанию в Лос-Анджелесе. По состоянию на июнь прошлого года из 86 млн пользователей сервиса вебтунов Naver более 12 миллионов находились в США. В 2019 году американцев было меньше 6 млн. Сейчас США — это второй по объему после Кореи потребитель веб-манхв.

Даже художественную литературу в США уже адаптируют для вебтунов (на картинке — обложка «Американского дорожного путешествия» на основе одноименного романа 2018 года

Сначала Naver запустила там корейский контент, но адаптированный для американской аудитории, теперь на компанию работает интернациональная команда авторов. По словам Ким Джунку, исполнительного директора подразделения Naver Webtoon Entertainment компания планирует выйти в следующем году на биржу в США.

Но для этого ей нужно стать безубыточной. В отчете о прибылях и убытках от 8 мая планируется, что компания станет прибыльной до конца 2023 года. В том числе благодаря началу внедрения рекламной модели в сервис.

Вебтуны в книгах и кино

Помимо подписки и рекламы вебтуны могут монетизироваться за счет мерчандайзинга, но самое потенциально прибыльное направление — продажа прав на публикацию (для веб-комикса это какой-то регресс) и экранизацию этих произведений.

Одним из самых больших хитов Webtoon Entertainment стал «Lore Olympus» Рэйчел Смайт, современный пересказ греческого мифа о похищении Персефоны. Версия вебтуна, состоящая из более чем 200 сериализованных эпизодов, также вышла в виде романа с картинками, который возглавил список бестселлеров New York Times в своей категории и был осыпан разными наградами. «Lore Olympus» получил премию Харви за цифровую книгу года в 2021-м и 2022 годах, а также премию Эйснера за лучший веб-комикс в 2022 году.

Lore Olympus

Самые популярные сериалы Netflix, обошедшие даже «Игру в кальмара», — «Мы все мертвы» и «Зов ада» — изначально были вебтунами. 25 апреля стриминговый сервис объявил, что расширит свои инвестиции в Южную Корею, где работает с 2016 года. Netflix потратит в следующие четыре года $2,5 млрд на корейский контент.

На экранизацию вебтун очевидно уйдет значительная часть этих средств. Вселенная Naver уже скоро начнет полноценно конкурировать со вселенной Marvel. По оценкам Вуди Ли, основателя и генерального директора Kenaz, компании по производству вебтунов, на вебтун-дорамы придется 30% и они уже в разработке. Ли говорит, что продюсеры в Южной Корее и за рубежом рассматривают популярный вебтун как знак того, что у истории есть встроенная готовая аудитория, которая может увеличить шансы на успех.

Авторы:
Юля Троцкая
Нравится: Best Cases Conference
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram