Гарри Поттер и узник Альфа-банка. Куда рекламодатели уходят с пиратских видеосервисов
Обвал рекламных доходов пиратских площадок
Объем рекламных бюджетов, направленных компаниями на пиратские сайты, в январе — ноябре 2025 года сократился на 54% год к году, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные аналитической компании Digital Budget. В рамках исследования были проанализированы данные 3,7 тыс. рекламодателей и 6,4 тыс. связанных с ними целевых сайтов.
Доля расходов на рекламу на нелегальных видеохостингах в общей структуре затрат снизилась с 4,7% до 1,9%. Доходы пиратских ресурсов, по оценке Digital Budget, уменьшились на 7 млрд рублей, однако общий объем рекламных бюджетов в денежном выражении в компании не раскрывают.
Кто остается ключевым рекламодателем
Почти 79% всех затрат на продвижение на пиратских площадках пришлись на букмекеров. Еще 6,6% составили онлайн-кинотеатры, 3,4% — финансовые услуги. При этом у букмекеров реклама на пиратских ресурсах заняла 50% от всех их расходов на продвижение, что на 21 п. п. меньше, чем годом ранее.
Существенное сокращение зафиксировано и в сегменте FMCG. Если в 2024 году производители продуктов питания направляли на пиратские сайты 10,4% рекламных бюджетов, то в 2025 году этот показатель снизился до 0,6%, отмечают в Digital Budget.
Смещение в сторону скрытых интеграций
В ГК «Игроник» отмечают перераспределение рекламных бюджетов от классических размещений к интеграциям внутри озвучки пиратского контента. По мнению директора по инсайтам и стратегическим решениям компании Аиды Саидовой, сокращение бюджетов букмекеров также связано с ужесточением законодательства и оптимизацией затрат.
В NMi Group добавляют, что букмекеры все чаще используют форматы, которые не ведут напрямую на сайт бренда и не поддаются мониторингу, включая нативную рекламу в соцсетях и врезки в видеоконтенте. В целом бренды отказываются от пиратских площадок из-за репутационных рисков, усиления регулирования и появления более прозрачных рекламных инструментов.
Пиратская реклама пришвартовалась на Rutube
Восемь дней назад на видеохостинге Rutube (принадлежит «Газпром-медиа холдинг») на канале «Смотри кино!» (1,47 млн подписчиков) была загружены пиратские копии несколько серий киносаги «Гарри Поттер». Как минимум в пяти из них зрителей ожидали интеграции Альфа-банка. Это не были привычные рекламные форматы (баннеры или спонсирующая озвучка). В фильмах реплики героев и даже песни были заменены рекламой банка.
В «Гарри Поттере и философском камне» кредитную карту Альфа-банка главному герою рекламирует Хагрид. На момент написания статьи фильм посмотрели 1,86 млн раз.
В серии «Гарри Поттер и Тайная комната» Василиск нашептывает Гарри Поттеру про открытие своего бизнеса в банке с бесплатной онлайн-бухгалтерией. 3,15 млн просмотров.
В «Гарри Поттер и узник Азкабана» реклама Альфа-банка разгулялась до уровня хора Хогвартса, который выпевает: «Альфа-Альфа чародей, тут кэшбек для всех людей». 3,19 млн просмотров.
В «Гарри Поттере и Кубке огня» к рекламе финансовой структуры присоединяются Драко Малфой и его отец, которые кичатся открытым бизнес-счетом. 2,54 млн просмотров.
А в «Гарри Поттер и Орден Феникса» шутники братья Уизли обращаются к Гарри с предложением удалить с телефона Амбридж приложение Альфа-банка: «и никакого ей кэшбэка и онлайн-депозита для компании сроком от одного дня». 2,18 млн просмотров.
В итоге пиратскую рекламу Альфа-банка банка за 8 дней увидели 12,92 млн поклонников экранизаций серии книг Джоан Роулинг. Охват впечатляет.
Реакция зрителей неоднозначна. В комментариях одни нахваливают находчивость банкиров, другие проклинают жадных финансистов за то, что те влезли со своей рекламой в святое и предлагают забанить канал, а кто-то ведет реестр рекламных размещений. Справедливости ради стоит отметить, что большинство комментариев посвящены самим фильмам и его героям.
Отклик на вторжение Альфа-банка в «Поттериану» последовал и на профильных интернет-ресурсах. Так 23 декабря в 5.24 на портале Banki.ru появился гневный комментарий от пользователя под ником «user-814723793749». Посетитель платформы оказался очень недоволен рекламными интеграциями банка, увиденными на Rutube, так как в фильме не было: «пометки “реклама”, указания, что звучит рекламное сообщение, информации о рекламодателе (название банка как юрлица)».
Использование ИИ для подмены оригинальной озвучки выглядит как непрозрачная попытка обойти требования законодательства и манипуляция аудиторией. Подобные методы рекламы подрывают доверие к банку и вызывают серьезные вопросы к его добросовестности в остальных вопросах. Считаю такой формат неэтичным и вводящим зрителя в заблуждение. Он содержит признаки нарушения ст. 5 и ст. 18.1 ФЗ «О рекламе”. В случае отсутствия реакции со стороны банка планирую обратиться в ФАС для правовой оценки».
user-814723793749
К своей претензии автор сообщения приложил оценку банка в «1» балл (это самая низкая рейтинговая оценка).
Реакция сотрудника Альфа-банка, отвечающий за работу с посетителями banki.ru не заставила себя ждать. Через три часа, в 8:27, представитель банка поприветствовал автора сообщения, пообещал проверить информацию и вернуться с ответом. Возвращение ответственного лица продолжается уже два дня.
Откуда на Rutube пиратское кино
По мнению заместителя генерального директора «Газпром-Медиа Холдинга» Сергея Косинского, в появлении пиратского контента на Rutube виноваты пользователи, которые загружают его не платформу. Именно такую точку зрения топ-менеджер обозначил в своем интервью «Радио РБК». Комментируя регулярное появление на платформе контента ушедших из России западных компаний, Сергей Косинский заявил, что «если напишет Netflix и предоставит доказательство, что этот контент принадлежит им», Rutube примет меры. Пока таких обращений не было, констатировал он.
Рынок становится токсичным
Генеральный директор digital-агентства D-Agency Игорь Демидов считает, что пиратские ресурсы перестают быть серой зоной для наращивания охватов и превращаются в токсичный актив. По его словам, на это влияют давление на цепочку размещения, ухудшение качества трафика, низкая измеримость и юридические риски.
Сегмент FMCG, в свою очередь, сокращает расходы на пиратских ресурсах из-за возможности размещаться в более безопасной среде — в легальном видео, социальных сетях и ритейл-медиа, где охваты более предсказуемы.
Прогнозы на 2025–2026 годы
Источник «Коммерсанта» на рекламном рынке допускает, что бюджеты на пиратских ресурсах все же могут вырасти до 5% год к году. Потенциальный спрос, по его словам, могут сформировать китайские автопроизводители, а также бренды, которые после длительной паузы начинают возвращаться в рекламное поле.
В то же время, по оценке Игоря Демидова, общий объем рекламного рынка на пиратских сервисах по итогам 2025 года может сократиться до 4,2 млрд рублей, а в 2026 году — снизиться до 2,5–3,5 млрд рублей.
Лучшее в блогах
Вам понравится
В 2025 году видеохостинг Rutube выплатил авторам контента почти 1,5 млрд рублей за рекламную монетизации видеороликов. Самые крупные блогеры заработали десятки миллионов рублей, тогда как для большинства авторов выплаты остались на уровне дополнительного дохода.
Трагическую социальную рекламу, посвященную проблеме вождения автомобиля под воздействием наркотиков, выпустила некоммерческая организация Ad Council (США). За четверть века в Америке количество доля летальных ДТП, при которых у водителей обнаруживали следы употребления наркотика, выросла с 9% до 20–25%.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана