Британское управление по рекламным стандартам (The Advertising Standards Authority, ASA) обнародовало доклад «Восприятие потребителями природоохранных заявлений в рекламе еды и напитков» (Consumer Understanding of Environmental Claims in Food & Drink Advertising). Исследование показало, что большинство потребителей верит без проверки, что компании следуют экологической повестке. ASA заявляет, что будет исправлять ситуацию.
Газеты просят господдержку
Руководители крупнейших российских СМИ просят Минцифры смягчить законодательство о рекламе. В частности, разрешить рекламу рецептурных препаратов и алкоголя. Запрос возник на фоне ухода нескольких крупнейших рекламодателей с российского рынка.
Встреча руководителей СМИ и Минцифры состоялась 9 марта, как рассказали РБК три источника на медиарынке. Гендиректор издательского дома и главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин рассказал, что в рамках этой встречи руководители предложили министерству следующие идеи для поддержки отрасли:
- разрешить рекламу рецептурных лекарств и российского спиртного
- не взимать со СМИ налог на прибыль за 2021 год
- убрать таможенные пошлины с расходников печатных СМИ (краски, сменные материалы для типографии и т.п.)
Эти предложения, как пояснил Сунгоркин, Минцифры направит в Минфин и премьер-министру Михаилу Мишустину.
Есть понимание, что без дополнительных мер поддержки СМИ могут продержаться от двух месяцев до конца года, после чего они впадут в ступор, если текущие проблемы продолжатся», — считает гендиректор «Комсомольской правды».
Информацию о предложении смягчить закон в вопросе рекламы алкоголя и лекарств изданию РБК подтвердил еще один участник встречи.
Как эти меры смогут помочь отрасли
Фармкомпании — одни из главных рекламодателей. Так, «Отисифарм» (одна из крупнейших компаний на российском фармацевтическом рынке безрецептурных препаратов) в 2020 году потратила на рекламу 3,6 млрд руб. (данные AdIndex), 2,9 млрд из которых были направлены на ТВ. Для сравнения — это больше бюджета Volkswagen и X5 Group (по 3,4 млрд руб.). Рекламный бюджет британской фармацевтической компании GSK Consumer Healthcare в 2020 году составил 2,8 млрд руб., из которых 2,4 млрд руб. ушло на ТВ. Рекламный бюджет французской Sanofi достиг 2,3 млрд руб. (из них 2,1 млрд руб. — на телерекламу).
Продажи рецептурных препаратов в России в 2021 году, по данным RNC Pharma, составили 1,37 трлн руб.
Согласно исследованию аналитической компании Digital Budget, фарма занимает третье место в России по затратам на интернет-рекламу. Доля фармацевтических компаний в интернет-рекламе в 2021 году составила 5%.
Что касается алкоголя, то сейчас в СМИ его продвижение не допускается. При этом алкоголь пользуется большим спросом: по данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, розничные продажи алкогольной продукции (без учета пива и напитков, изготавливаемых на его основе и сидра) в 2021 году составили 2193 тыс. литров.
Минцифры уже занималось подготовкой антикризисных мер во время спада в 2014-2015 гг. В первом квартале 2015 года затраты на рекламу снизились на 17% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Тогда предложения Минкомсвязи (позднее — Минцифры) были аналогичные — разрешить рекламу алкоголя и рецептурных лекарств. Кроме этого предлагалось перенести ответственность за рекламу БАДов с издателя на рекламодателя и разрешить рекламу в детских программах. Однако Минздрав и ФАС не поддержали эти инициативы, и в итоге была принята лишь одна антикризисная мера: доля рекламных полос газет и журналов увеличилась с 40 до 45% от объема номера, при этом сохранилась льгота по НДС.
Вопрос о разрешении рекламы алкоголя и рецептурных препаратов поднимался и во время кризиса 2020-го. Во втором квартале 2020 года, во время начала жесткого локдауна, рекламный рынок показал спад на 22%. Тогда заместитель министра Алексей Волин говорил о подготовке антикризисных инициатив для отрасли, однако в итоге конкретных шагов предпринято не было.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Уже месяц, как в России действует запрет на размещение рекламы у иноагентов. Специалистов ограничения беспокоят. Но переживают они не из-за бюджетов — на площадки-иноагенты приходилось меньше 0,5% рекламного рынка. Директор по продукту рекламно-технологической компании UMG Владилен Ситников считает, что участникам рынка стоит опасаться штрафов от Роскомнадзора: объемная доля иноагентских площадок в трафике минимальна, но и единичное размещение — повод для разбирательства. Эксперт рассказал ADPASS о сложностях фильтрации площадок-иноагентов при использовании алгоритмических закупок интернет-рекламы (programmatic).
Власти британского города Шеффилда решили оградить жителей от вредной рекламы. Под флагом борьбы с гринвошингом — маркетингом, маскирующимся под экологичность, — городской совет запретил рекламировать на муниципальных ресурсах фастфуд, дорогостоящие краткосрочные кредиты и вейпы, а также бренды, связанные с ископаемым топливом. В последние записали авиакомпании и аэропорты вместе со всеми автомобилями за исключением электрических. Голоса депутатов, напоминавших о дефиците городского бюджета в размере $22,3 млн, услышаны не были.
Вчера Госдума проголосовала в первом чтении за законопроект депутата Максима Топилина о продлении на десять лет договоров на госсобственность в наружной рекламе. Слушание вылилось в часовую дискуссию. Коммунисты пугали коллег монополизацией рынка и тем, что «рекламные бароны» оформят крепостное право на рекламные щиты. В ответ «Единая Россия» и ЛДПР объясняли, что пролонгация — это понятные условия для работы вдолгую, инвестиции в цифровую рекламу и поддержка малого и среднего бизнеса. Подробности в репортаже ADPASS из зала заседаний Госдумы.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы