Газеты просят господдержку

Руководители крупнейших российских СМИ просят Минцифры смягчить законодательство о рекламе. В частности, разрешить рекламу рецептурных препаратов и алкоголя. Запрос возник на фоне ухода нескольких крупнейших рекламодателей с российского рынка.

Встреча руководителей СМИ и Минцифры состоялась 9 марта, как рассказали РБК три источника на медиарынке. Гендиректор издательского дома и главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин рассказал, что в рамках этой встречи руководители предложили министерству следующие идеи для поддержки отрасли:

  • разрешить рекламу рецептурных лекарств и российского спиртного
  • не взимать со СМИ налог на прибыль за 2021 год
  • убрать таможенные пошлины с расходников печатных СМИ (краски, сменные материалы для типографии и т.п.)

Эти предложения, как пояснил Сунгоркин, Минцифры направит в Минфин и премьер-министру Михаилу Мишустину.

Есть понимание, что без дополнительных мер поддержки СМИ могут продержаться от двух месяцев до конца года, после чего они впадут в ступор, если текущие проблемы продолжатся», — считает гендиректор «Комсомольской правды».

Информацию о предложении смягчить закон в вопросе рекламы алкоголя и лекарств изданию РБК подтвердил еще один участник встречи.

Как эти меры смогут помочь отрасли

Фармкомпании — одни из главных рекламодателей. Так, «Отисифарм» (одна из крупнейших компаний на российском фармацевтическом рынке безрецептурных препаратов) в 2020 году потратила на рекламу 3,6 млрд руб. (данные AdIndex), 2,9 млрд из которых были направлены на ТВ. Для сравнения — это больше бюджета Volkswagen и X5 Group (по 3,4 млрд руб.). Рекламный бюджет британской фармацевтической компании GSK Consumer Healthcare в 2020 году составил 2,8 млрд руб., из которых 2,4 млрд руб. ушло на ТВ. Рекламный бюджет французской Sanofi достиг 2,3 млрд руб. (из них 2,1 млрд руб. — на телерекламу).

Продажи рецептурных препаратов в России в 2021 году, по данным RNC Pharma, составили 1,37 трлн руб.

Согласно исследованию аналитической компании Digital Budget, фарма занимает третье место в России по затратам на интернет-рекламу. Доля фармацевтических компаний в интернет-рекламе в 2021 году составила 5%.

Что касается алкоголя, то сейчас в СМИ его продвижение не допускается. При этом алкоголь пользуется большим спросом: по данным Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, розничные продажи алкогольной продукции (без учета пива и напитков, изготавливаемых на его основе и сидра) в 2021 году составили 2193 тыс. литров.

Минцифры уже занималось подготовкой антикризисных мер во время спада в 2014-2015 гг. В первом квартале 2015 года затраты на рекламу снизились на 17% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Тогда предложения Минкомсвязи (позднее — Минцифры) были аналогичные — разрешить рекламу алкоголя и рецептурных лекарств. Кроме этого предлагалось перенести ответственность за рекламу БАДов с издателя на рекламодателя и разрешить рекламу в детских программах. Однако Минздрав и ФАС не поддержали эти инициативы, и в итоге была принята лишь одна антикризисная мера: доля рекламных полос газет и журналов увеличилась с 40 до 45% от объема номера, при этом сохранилась льгота по НДС.

Вопрос о разрешении рекламы алкоголя и рецептурных препаратов поднимался и во время кризиса 2020-го. Во втором квартале 2020 года, во время начала жесткого локдауна, рекламный рынок показал спад на 22%. Тогда заместитель министра Алексей Волин говорил о подготовке антикризисных инициатив для отрасли, однако в итоге конкретных шагов предпринято не было.

Авторы:
Диана Мун
Поделиться
Мы в соцсетях
Еженедельные рассылки ADPASS

Читайте также:

В сегментах бытовой химии, товаров для животных, а также красоты и здоровья доля ушедших с российского рынка рекламодателей достигает 70-90%. Такие данные привел на конференции Digital Brand Day`2022 селлер телерекламы «Эверест». Компания прогнозирует, что ушедших рекламодателей вскоре заменят бренды из Турции, Китая и Индии, и считает перспективным направление вывод новых брендов на российский рынок. Самые значимые цифры и данные из выступлений спикеров «Эвереста», «Яндекса» и Mediascope о влиянии кризиса на рекламный рынок — в материале ADPASS.
До появления сетей 5G она продолжит снижаться
OOH Госрегулирование

Russ Outdoor помогли Советом федерации

Законопроект, ставивший под вопрос контракт оператора с РЖД, отклонен верхней палатой парламента