Это уже не первый случай, когда технологических гигантов подозревают в недобросовестной конкуренции. Так, в 2017-м европейские регуляторы оштрафовали Google на €2,4 млрд за злоупотребление своим положением на рынке поисковых систем с целью дать собственному сервису Google Shopping преимущество перед другими ритейлерами. Впервые компанию обвинили в искажении результатов поиска еще за два года до этого, однако в тот момент никаких реальных санкций не последовало.
В 2020-м 135 европейских компаний и 30 отраслевых ассоциаций написали открытое письмо в Комиссию ЕС, в котором утверждалось, что спустя три года после решения Google все еще не соблюдает его и, более того, по-прежнему отдает предпочтение другим собственным сервисам.
В марте CMA и Европейская комиссия решили объединить усилия, чтобы выяснить, как на конкуренцию в сфере онлайн-рекламы влияет заключенное несколько лет назад тайное соглашение между Alphabet (материнская компания Google) и Meta*. Соглашение, известное как Jedi Blue («Синий джедай»), представляет собой классическую схему «услуга за услугу». По данным Forbes, в 2018-м Facebook** отказался от разработки собственных сервисов программатик-рекламы (алгоритмические закупки рекламы. — ADPASS) в обмен привилегии в рекламных системах Google: гарантию выигрыша в 90% аукционов вне зависимости от ставок и увеличение зазора времени для ставки (300 миллисекунд вместо стандартных 160).
На этой неделе сенаторы США из обеих партий подготовили законопроект «О конкуренции и прозрачности в цифровой рекламе». Если закон будет принят, компаниям, сумма рекламных транзакций которых превышает $20 млрд, будет запрещено участвовать более чем в одной части экосистемы цифровой рекламы (подробнее — в дайджесте ADPASS).