11.06.2024, 13:07

Gfk запускает локализованную версию

Российское подразделение аналитической компании GfK, входящее в NielsenIQ, будет продано местному менеджменту и переименовано. Новый бренд появится до конца лета. Причиной реструктуризации стали давление со стороны властей РФ и политика головного американского офиса. Участники рынка ожидают снижения цен на аналитику компании и предупреждают, что сохранить лидерство на рынке новая структура сможет, только если удержит всех специалистов.

Российское подразделение американского аналитического агентства GfK (принадлежит Nielsen IQ) ООО «ГФК-Русь» до конца августа будет передано российскому менеджменту, пишет «Коммерсант», ссылаясь на письмо о реструктуризации российского бизнеса, направленное компанией клиентам (ритейлерам и дистрибуторам). Причинами структурных изменений в нем назывались «давление со стороны РФ в отношении иностранных компаний, занимающихся исследованиями товарного рынка РФ» и «внутренняя политика головной американской NielsenIQ». Будущую реорганизацию изданию также подтвердил ряд источников на рынке электроники. По их словам, российское подразделение Gfk готовится к ребрендингу, и с начала лета исследования компании предоставляются без логотипов.

Причиной будущей реорганизации аналитической компании стал внесенный в Госдуму летом 2023 года законопроект, предполагающий ограничение иностранного владения в структурах, которые проводят анализ рынка потребительских товаров. В обоснование появление законодательной инициативы один из ее соавторов, депутат от «Единой России» Антон Горелкин, пояснил, что иностранные компании, работающие в России, «собирают, обрабатывают и продают данные о потребительских предпочтениях россиян, изучают настроения российского населения, финансовые возможности граждан, данные о здоровье». Депутат считает, что неизвестно, как используется эта информация и не исключает, что она «превращается в аналитические отчеты для зарубежных правительств». По его мнению, «с большой долей вероятности эта аналитика используется для манипуляций и коррекции незаконных санкций». 16 января 2024 года законопроект был принят в первом чтении и отправлен на доработку. 25 марта рассмотрение законопроекта во втором чтении было перенесено без указания конкретной даты.

Что предлагают депутаты

Законопроект № 412669-8 предполагает внесение изменений в главу 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части исследований структуры рынка потребления.

Согласно предложению, исследовательские компании, занимающиеся изучением рынков потребления в России, должны соответствовать нескольким требованиям:

— не менее 80% от их уставного капитала компании должны принадлежать российским юридическим или физическим лицам;

— компания должна быть российским юридическим лицом;

— обработка, хранение и анализ полученных в ходе исследования данных должны производиться на территории РФ;

— не допускается исполнение компанией любых решений недружественных государств о введении ограничительных мер в отношении России, дискредитации страны, а также манипуляция данными, публикации и использования заведомо недостоверных данных.

Также исследовательская компания должна направить заявление о включении сведений о себе в реестр, который будет вести ФАС России.

Согласованием структуры собственности исследовательской компании займется специальная комиссия, созданная в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В случае если компания не приведет свою структуру в соответствие с решением государственной комиссии, то суд вправе принять решение о принудительной продаже долей (акций) в уставном капитале такой компании.

Исследовательская компания, не включенная в реестр или исключенная из него, не сможет осуществлять исследование рынка.

Заключение договоров с такими компаниями будет запрещено.

Мнения участников рынка

По словам представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (входит «Ситилинк», DNS, «Технопарк» и др.) Антона Гуськова, GfK была лидером и наиболее авторитетным аналитическим агентством по потребительской электроники в РФ. Эксперт охарактеризовал GfK как «важный аналитический центр для российского бизнеса, не имеющий на данный момент аналогов», на исследования и прогнозы которого ориентируются все основные игроки в ритейле электроники.

В «Марвел Дистрибуции» считают, что после реорганизации стоимость исследований GfK может снизиться из-за исчезновения из структуры расходов статьи на содержание зарубежных дата-центров. По словам представителя компании, «деятельность GfK значительно влияла на розницу, потребительских вендоров электроники и дистрибуторов, вплоть до того, что аналитика агентства выступала метрикой для выплаты премий тем или иным сотрудникам, отвечающим за продажи».

Еще один собеседник издания заявил, что условием сохранения лидерства на рынке аналитики потребительской техники в РФ для новой структуры станет сохранение всего менеджерского состава и аналитического блока, который состоит из граждан РФ. Также источник отметил, что часть математической модели анализа рынка GfK была разработана российскими специалистами.

GfK Group — исследовательская и консалтинговая компания со штаб-квартирой в Германии. Юрлицо российской структуры GfK — ООО «Международный институт маркетинговых и социальных исследований „ГФК-Русь“». Им владеет австрийская GfK Austria GmbH. Выручка «ГФК-Русь» в 2023 году составила 2,07 млрд рублей, чистая прибыль — 465,84 млн рублей. В июле 2023 года GfK вошла в состав NielsenIQ – крупнейшей независимой исследовательской компании со штаб-квартирой в США.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
02.10.2024
Редакция ADPASS
17.09.2024
Редакция ADPASS
09.09.2024
Редакция ADPASS
09.09.2024
Google стал объектом трех антимонопольных разбирательств в США и Англии

Антимонопольные власти Америки и Великобритании всерьез взялись за интернет-гиганта Google. Сегодня в США началось рассмотрение нового антимонопольного дела против Google по обвинению в злоупотреблении доминирующим положением на рынке интернет-рекламы. Тремя днями ранее другой американский суд назвал сроки вынесения решения по еще одному делу — о незаконной монополизации рынка поисковых систем. Вердикт суда ожидается в августе 2025 года. Одновременно о подозрениях в монополизации Google рынка онлайн-рекламы заявил еще и британский регулятор. Во Всемирном центре рекламных исследований (WARC), между тем, уже заговорили о снижении доли Google на рынке интернет-поиска, а исследователи из Bernstein Research выяснили, что у поколения зумеров вместо слова «гуглить» снова в ходу нейтральное «искать».