16.12.2022, 16:32

Европейские производители сокращают инвестиции и персонал

Продолжающийся мировой экономический кризис оказал значительное влияние на европейскую индустрию потребительских товаров. Это следует из опроса, проведенного Европейской ассоциацией брендов (AIM). 75% компаний-производителей столкнулись с перебоями сырьевых поставок. Дорожает упаковка и энергия. Больше половины производителей сокращают инвестиции, а 23% пришлось увольнять работников.

Photo by Pavel Neznanov on Unsplash

Европейская ассоциация брендов провела опрос с целью выяснить, с какими проблемами в 2022 году столкнулись европейские компании-производители. В исследовании приняли участие представители 644 компаний, работающих в Европе и занимающихся производством продуктов питания, напитков, товаров для детей и средств личной гигиены. 25% участников опроса — компании малого и среднего бизнеса с оборотом до €50 млн, 41% — крупные фирмы с оборотом до €350 млн, 49% — глобальные игроки с оборотом менее €1 млрд.

По данным исследования, одними из основных факторов, оказывающих давление на производителей, являются сбой в цепочке поставок и инфляционные издержки. Особенно сильно от происходящего страдают предприятия малого и среднего бизнеса. По мнению респондентов инфляционные издержки были спровоцированы ростом цен на энергоносители — более половины участников опроса (56%) рассказали, что их затраты на энергию выросли как минимум на 30%, а 27% участников опроса сообщили, что им пришлось компенсировать увеличение затрат на электроэнергию на 60%. Кроме роста энергозатрат больше трети опрошенных компании (36%) столкнулись с более чем 30-процентным подорожанием упаковки, а в некоторых отраслях более чем на 30% выросли затраты на транспортировку и логистику.

Три четверти компаний-респондентов (75%) столкнулись с перебоями поставок сырья и товаров. Причиной этого в опросе называют череду кризисов, случившихся за последние два года, включая пандемию и военные действия в Украине, к которым добавились энергетический кризис и инфляция. Все эти факторы привели к тому, что производители не могут решить проблему бесперебойного обеспечения себя сырьем, и в конечном итоге произведенные товары не могут дойти до потребителя.

Производители товаров стали наиболее пострадавшей отраслью не случайно. Эти компании находятся в середине цепочки создания добавленной стоимости. С одной стороны они работают с поставщиками сырья, компонентов и упаковки, с другой — обеспечивают поставки потребителям. Столкнувшись с неожиданными и возросшими затратами, производители вынуждены вступать в переговоры с розничными торговцами, чтобы включить возросшие расходы в цену товара. Только 4% из компаний-участников опроса смогли полностью компенсировать инфляционные издержки, 96% опрошенных производителей в 2022 году терпели убытки.

Зачастую производители полагаются всего на нескольких основных розничных продавцов. Прямой отказ дистрибуторов помочь покрыть некоторые дополнительные расходы производителей в условиях чрезмерной централизации рынков также вызвал проблемы. В сложившейся ситуации некоторые производители, которые не могут договориться о разделении инфляционных издержек с партнерами, вынуждены сокращать производство, чтобы избежать неплатежеспособности и возможного банкротства. О сокращении производства сообщили 57% компаний-респондентов.

Сбои в цепочке поставок и возросшие затраты значительно изменили условия производства потребительских товаров. Многим компаниям пришлось урезать инвестиции и сократить часть персонала. В 2022 году 32% компаний-респондентов сообщили, что они были вынуждены сократить свои запланированные инвестиции, а 23% участников опроса пришлось провести увольнения сотрудников.

Сложившаяся кризисная ситуация будет оказывать длительное воздействие на производственный сектор — около трех четвертей опрошенных (76%) планируют и дальше сокращать производство, если им не удастся найти способ разделить затраты с другими участниками производственно-торговой цепочки.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram
Как создать полезный гид
для предпринимателей?