Несмотря на стагнацию общего числа загрузок мобильных приложений и распространение в развитых странах моды на цифровой детокс, доходы мобильных разработчиков поставили очередной рекорд — за 2024 год человечество потратило на смартфонные приложения и игры, встроенные покупки и подписки $150 млрд. Согласно отчету Sensor Tower, с которым ознакомился ADPASS, росту выручки не смогли помешать ни переход рынка в фазу зрелости, ни мода на цифровой детокс. Шансы на успех теперь выше всего у приложений, связанных с активностями в реальном мире, а также у использующих искусственный интеллект.
Photo by Daniel Romero on Unsplash
Загрузки стагнируют, доходы растут
Компания Sensor Tower, специализирующаяся на анализе рынка мобильных приложений, выпустила отчет о состоянии отрасли по итогам минувшего года — State of Mobile 2025. Согласно исследованию, доходы разработчиков продолжают ставить рекорды: за 2024 год пользователи по всему миру впервые потратили на встроенные покупки, подписки и платные приложения $150 миллиардов. Это на 13% больше, чем в 2023 году — то есть экономика мобильных приложений растет в пять раз быстрее мировой экономики в целом. Глобальный ВВП, по данным Всемирного банка, в прошлом году прибавил всего 2,7%.
Основным драйвером роста стали неигровые приложения. Их суммарная выручка подскочила на 25% до $69,2 млрд. Кроме того, начал оживать мобильный гейминг, где перед этим доходы падали три года подряд из-за экономической нестабильности и активной борьбы китайских регуляторов с манипулятивными механизмами монетизации и распространением игровой зависимости среди несовершеннолетних. Несмотря на падение загрузок на 6% до 49,6 млрд, сегмент игр по-прежнему получает более половины выручки всей мобильной отрасли. В 2024 году эта сумма составила 81 миллиард долларов, увеличившись год-к-году на 4%.
При этом общее число скачиваний мобильных игр снизилось за год на 6% и составило 49,6 миллиарда — это самый низкий показатель с 2019 года. Тем не менее, геймеры стали тратить больше на покупки и подписки, что может свидетельствовать о внедрении разработчиками более эффективных стратегий монетизации и росте качества игрового контента.
Аналитики Sensor Tower особо отмечают ситуацию на развитых рынках, где доходы разработчиков приложений растут быстрее, чем в среднем по миру — хотя смартфоны, да и платные приложения на них, есть уже практически у всех. Так, в США мобильная индустрия за год заработала $52,4 млрд (35% глобальной выручки), прибавив 16%. В Европе, несмотря на проблемы в экономике, рост оказался еще выше: на 24%. Активнее всего тратили деньги в приложениях жители Великобритании, Германии, Франции и Италии.
Второе место по доходам мобильных разработчиков занял в 2024 году Китай, их сумма составила $25,2 млрд (+7,2%) — примерно половину от показателя США. Но реальное отставание уже меньше. Дело в том, что приводимая Sensor Tower цифра отражает только продажи приложений для гаджетов Apple через китайский App Store. Магазин Google Play в стране не работает, а данных по многочисленным местным сторам у Sensor Tower нет. С ними выручка в Китае была бы больше как минимум на несколько миллиардов долларов, так как в целом по миру, по данным компании AppFigures, на Android-приложения пришлось в 2024 28% доходов, остальное забрали программы для iOS.
Однако Азия в целом стала регионом с самым медленным ростом мобильной выручки. В Японии (третий крупнейший рынок приложений в мире после США и Китая) показатель составил $16,5 млрд, сократившись за год на 2,4%. Занимающая четвертое место в мире Южная Корея ($6,35 млрд) показала рост всего на 2,6%, Тайвань (седьмое место, $3,2 млрд) — на 3,9%.
«Цифровая усталость» и бум ИИ меняют приоритеты
Спустя 17 лет после запуска App Store мобильная экосистема демонстрирует признаки зрелости. Количество загрузок приложений на iOS и Google Play в 2024 году осталось практически неизменным — 136 млрд, повторяя результат 2023-го. Эксперты связывают это с насыщением рынка: большинство пользователей уже скачали все приложения, которые им нужны, а приток новых владельцев смартфонов замедлился. Но шансы на успех у новинок мобильного ПО все равно есть: пользователи в месяц использовали в среднем 26 разных приложений, что на 9% больше, чем годом ранее. А ежедневно пользователь обращается в среднем к 7 приложениям.
В 2024 году человечество в общей сложности провело в смартфонах 4,2 трлн часов — в пересчете на каждого пользователя это около 3,5 часов в сутки. На крупнейших рынках, где эта цифра выше, все больше людей испытывают «цифровую усталость». Многие из-за нее начинают практиковать «цифровой детокс», ограничивая использование приложений или вовсе удаляя те, в которых тратят слишком много времени. В результате в США, Японии, Южной Корее и Китае экранное время вовсе перестало расти, а в мире в целом выросло на 5,8% против 7,7% в 2023. По мнению авторов отчета это значит, что все больше людей осознают важность баланса между онлайн- и офлайн-активностями.
На волне этого тренда наращивают заработки продукты, предлагающие гибрид из цифрового и физического опыта: приложения с маршрутами прогулок или для занятий спортом на открытом воздухе, сервисы доставки еды и онлайн-гиды по ресторанам. Но значительнее всего в прошлом году выросли доходы у приложений из категории «Медиа и развлечения» (в основном стриминговые сервисы) — на 31% млрд до $11,98 млрд. Далее следуют соцсети ($11,75 млрд, +29%), дейтинговые сервисы ($5,33 млрд, +13%), книги и комиксы ($4,2 млрд, +9%), а замыкает первую пятерку категория «Музыка и подкасты» ($3,51 млрд, +18%).
Категории приложений, заработавшие в 2024-м больше всего
Рынок без продавцов
По тратам пользователей Россия не вошла в приводимую Sensor Tower первую двадцатку стран, а по количеству загрузок (5,04 млрд, падение год-к-году на 7,35%) аналитики поставили ее на седьмое место в мире. Однако есть сомнения в полноте имеющихся у компании данных, ведь с 2022 года оплата в App Store доступна россиянам только с лицевых счетов некоторых операторов связи (и ее еще нужно настроить), а в Google Play скачивание платных приложений и встроенные покупки невозможны. В 2021 году — последнем, когда зарубежные аналитические фирмы приводили данные по заработкам мобильных приложений в России — объем этого рынка составил $1,58 млрд. В 2024 году с таким показателем страна оказалась бы на 12-м месте, между Бразилией и Италией. Россия также заняла, по данным Sensor Tower, пятое место в мире по суммарно потраченным на мобильные приложения и игры часам — 172,1 млрд. В сутки на одного россиянина приходится 3,27 часа экранного времени.
Одним из главных трендов 2024 года стал стремительный рост числа приложений на основе искусственного интеллекта. Суммарные заработки их разработчиков выросли на 179% и достигли $1,3 млрд, а число загрузок — на 92% до 1,5 млрд. Лидер сегмента — США — обеспечили 45% всей выручки. Второе место занимает Великобритания (около 4%), за ней следуют Германия (4%), Япония (3%) и Канада (3%). Интересно, что Бразилия, несмотря на небольшую долю в общемировых доходах мобильных приложений, по тратам пользователей на программы с ИИ заняла седьмое место в мире.
Список самых популярных в мире ИИ-приложений возглавляет ChatGPT от OpenAI. На него пришлось 40% заработков в этом сегменте и 23% загрузок. Следом идут Google Gemini и аналогичный чат-бот Doubao, разработанный владеющей TikTok китайской Bytedance. В отчете сказано, что заработать за год $10 млн или более смогли 16 программ в ИИ-категории.
Sensor Tower относит к ИИ-приложениям только продукты, в которых нейросети обеспечивают ключевую функциональность, то есть чат-боты и генераторы изображений. Однако как технология ИИ применяется гораздо шире, быстро становясь неотъемлемой частью мобильной экосистемы — и популярным способом привлечь внимание пользователей. Только за последние два года более 100 приложений из 15 различных категорий включили в свои названия или описания связанные с искусственным интеллектом слова. А такие крупные игроки, как сервис изучения языков Duolingo и фитнес-приложение Strava активно внедряют ИИ для персонализации. Он помогает формировать для каждого пользователя уникальную программу обучения или тренировок.