06.02.2025, 17:55

Доходы мобильных приложений растут вопреки «цифровой усталости»

Несмотря на стагнацию общего числа загрузок мобильных приложений и распространение в развитых странах моды на цифровой детокс, доходы мобильных разработчиков поставили очередной рекорд — за 2024 год человечество потратило на смартфонные приложения и игры, встроенные покупки и подписки $150 млрд. Согласно отчету Sensor Tower, с которым ознакомился ADPASS, росту выручки не смогли помешать ни переход рынка в фазу зрелости, ни мода на цифровой детокс. Шансы на успех теперь выше всего у приложений, связанных с активностями в реальном мире, а также у использующих искусственный интеллект.

Photo by Daniel Romero on Unsplash

Загрузки стагнируют, доходы растут

Компания Sensor Tower, специализирующаяся на анализе рынка мобильных приложений, выпустила отчет о состоянии отрасли по итогам минувшего года — State of Mobile 2025. Согласно исследованию, доходы разработчиков продолжают ставить рекорды: за 2024 год пользователи по всему миру впервые потратили на встроенные покупки, подписки и платные приложения $150 миллиардов. Это на 13% больше, чем в 2023 году — то есть экономика мобильных приложений растет в пять раз быстрее мировой экономики в целом. Глобальный ВВП, по данным Всемирного банка, в прошлом году прибавил всего 2,7%.

Основным драйвером роста стали неигровые приложения. Их суммарная выручка подскочила на 25% до $69,2 млрд. Кроме того, начал оживать мобильный гейминг, где перед этим доходы падали три года подряд из-за экономической нестабильности и активной борьбы китайских регуляторов с манипулятивными механизмами монетизации и распространением игровой зависимости среди несовершеннолетних. Несмотря на падение загрузок на 6% до 49,6 млрд, сегмент игр по-прежнему получает более половины выручки всей мобильной отрасли. В 2024 году эта сумма составила 81 миллиард долларов, увеличившись год-к-году на 4%.

При этом общее число скачиваний мобильных игр снизилось за год на 6% и составило 49,6 миллиарда — это самый низкий показатель с 2019 года. Тем не менее, геймеры стали тратить больше на покупки и подписки, что может свидетельствовать о внедрении разработчиками более эффективных стратегий монетизации и росте качества игрового контента.

Аналитики Sensor Tower особо отмечают ситуацию на развитых рынках, где доходы разработчиков приложений растут быстрее, чем в среднем по миру — хотя смартфоны, да и платные приложения на них, есть уже практически у всех. Так, в США мобильная индустрия за год заработала $52,4 млрд (35% глобальной выручки), прибавив 16%. В Европе, несмотря на проблемы в экономике, рост оказался еще выше: на 24%. Активнее всего тратили деньги в приложениях жители Великобритании, Германии, Франции и Италии.

20 крупнейших рынков мобильных игр по доходам в 2024 году © Sensor Tower

Второе место по доходам мобильных разработчиков занял в 2024 году Китай, их сумма составила $25,2 млрд (+7,2%) — примерно половину от показателя США. Но реальное отставание уже меньше. Дело в том, что приводимая Sensor Tower цифра отражает только продажи приложений для гаджетов Apple через китайский App Store. Магазин Google Play в стране не работает, а данных по многочисленным местным сторам у Sensor Tower нет. С ними выручка в Китае была бы больше как минимум на несколько миллиардов долларов, так как в целом по миру, по данным компании AppFigures, на Android-приложения пришлось в 2024 28% доходов, остальное забрали программы для iOS.

Однако Азия в целом стала регионом с самым медленным ростом мобильной выручки. В Японии (третий крупнейший рынок приложений в мире после США и Китая) показатель составил $16,5 млрд, сократившись за год на 2,4%. Занимающая четвертое место в мире Южная Корея ($6,35 млрд) показала рост всего на 2,6%, Тайвань (седьмое место, $3,2 млрд) — на 3,9%.

«Цифровая усталость» и бум ИИ меняют приоритеты

Спустя 17 лет после запуска App Store мобильная экосистема демонстрирует признаки зрелости. Количество загрузок приложений на iOS и Google Play в 2024 году осталось практически неизменным — 136 млрд, повторяя результат 2023-го. Эксперты связывают это с насыщением рынка: большинство пользователей уже скачали все приложения, которые им нужны, а приток новых владельцев смартфонов замедлился. Но шансы на успех у новинок мобильного ПО все равно есть: пользователи в месяц использовали в среднем 26 разных приложений, что на 9% больше, чем годом ранее. А ежедневно пользователь обращается в среднем к 7 приложениям.

В 2024 году человечество в общей сложности провело в смартфонах 4,2 трлн часов — в пересчете на каждого пользователя это около 3,5 часов в сутки. На крупнейших рынках, где эта цифра выше, все больше людей испытывают «цифровую усталость». Многие из-за нее начинают практиковать «цифровой детокс», ограничивая использование приложений или вовсе удаляя те, в которых тратят слишком много времени. В результате в США, Японии, Южной Корее и Китае экранное время вовсе перестало расти, а в мире в целом выросло на 5,8% против 7,7% в 2023. По мнению авторов отчета это значит, что все больше людей осознают важность баланса между онлайн- и офлайн-активностями.

На волне этого тренда наращивают заработки продукты, предлагающие гибрид из цифрового и физического опыта: приложения с маршрутами прогулок или для занятий спортом на открытом воздухе, сервисы доставки еды и онлайн-гиды по ресторанам. Но значительнее всего в прошлом году выросли доходы у приложений из категории «Медиа и развлечения» (в основном стриминговые сервисы) — на 31% млрд до $11,98 млрд. Далее следуют соцсети ($11,75 млрд, +29%), дейтинговые сервисы ($5,33 млрд, +13%), книги и комиксы ($4,2 млрд, +9%), а замыкает первую пятерку категория «Музыка и подкасты» ($3,51 млрд, +18%).

Категории приложений, заработавшие в 2024-м больше всего

Одним из главных трендов 2024 года стал стремительный рост числа приложений на основе искусственного интеллекта. Суммарные заработки их разработчиков выросли на 179% и достигли $1,3 млрд, а число загрузок — на 92% до 1,5 млрд. Лидер сегмента — США — обеспечили 45% всей выручки. Второе место занимает Великобритания (около 4%), за ней следуют Германия (4%), Япония (3%) и Канада (3%). Интересно, что Бразилия, несмотря на небольшую долю в общемировых доходах мобильных приложений, по тратам пользователей на программы с ИИ заняла седьмое место в мире.

Список самых популярных в мире ИИ-приложений возглавляет ChatGPT от OpenAI. На него пришлось 40% заработков в этом сегменте и 23% загрузок. Следом идут Google Gemini и аналогичный чат-бот Doubao, разработанный владеющей TikTok китайской Bytedance. В отчете сказано, что заработать за год $10 млн или более смогли 16 программ в ИИ-категории.

Sensor Tower относит к ИИ-приложениям только продукты, в которых нейросети обеспечивают ключевую функциональность, то есть чат-боты и генераторы изображений. Однако как технология ИИ применяется гораздо шире, быстро становясь неотъемлемой частью мобильной экосистемы — и популярным способом привлечь внимание пользователей. Только за последние два года более 100 приложений из 15 различных категорий включили в свои названия или описания связанные с искусственным интеллектом слова. А такие крупные игроки, как сервис изучения языков Duolingo и фитнес-приложение Strava активно внедряют ИИ для персонализации. Он помогает формировать для каждого пользователя уникальную программу обучения или тренировок.

Авторы:
Николай Белый
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
Вчера
Редакция ADPASS
Позавчера
Редакция ADPASS
14.11.2025
Редакция ADPASS
07.11.2025