12.02.2025, 16:18

Депутаты зацепились языками: кириллица получила приоритет над латиницей в публичном пространстве

Госдума приняла в первом чтении законопроект, ограничивающий использование иностранных слов в публичном пространстве, в том числе в рекламе. Авторы документа решили побороть пестрящие и привлекающие внимание англицизмы. О прямом запрете на использование иностранных слов в рекламе речь не идет, но если законопроект примут в текущем виде, то рядом с привычным словом «sale» рекламодатель будет обязан написать подзабытое — «распродажа». Владельцы торговых марок с латиницей в названии могут не волноваться: под действие поправок они не попадут.

История вопроса

1 декабря 2022 года группа депутатов-единороссов во главе с Александром Хинштейном и Еленой Ямпольской внесла в Думу законопроект № 468229–8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном языке Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В пояснительной записке к документу сказано, что поправки призваны защитить русский язык и «существенно ограничить использование англицизмов и иностранных слов» на всей территории России и, прежде всего, в публичном пространстве.

Авторы документа выступают против «активного использования вывесок, надписей, размещения информации о проводимых акциях, скидках и распродажах на иностранном языке», сказано в пояснительной записке.

Депутаты заметили, что «рекламные щиты, вывески на магазинах, названия жилых комплексов и элементов планировочной структуры (в том числе наименования застраиваемых микрорайонов и кварталов)» повсеместно «пестрят привлекающими внимание иностранными словами».

Что предложили депутаты

Очищать русскоязычное пространство от чуждых языков депутаты предлагают с помощью поправок в законы «О защите прав потребителей», «О рекламе» и ряд других законодательных актов.

В закон «О защите прав потребителей» поправки вводят новую статью — 10.1 «Информация, предназначенная для публичного ознакомления». Информировать потребителя о классе или виде товара, потребительских свойствах и характеристиках, стимулирующих мероприятиях, акциях, скидках, распродажах и льготах нужно на русском языке. Речь идет о донесении до неограниченного круга потребителей информации, которая не содержит рекламы, предназначена для публичного ознакомления и размещается в общедоступных местах — с использованием вывесок, надписей, указателей, внешних поверхностей, информационных табличек, знаков, иных технических приспособлений.

Полного запрета на иностранные слова нет: «дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), наряду с государственным языком РФ» можно использовать языки субъектов РФ, языки народов РФ и иностранные языки, сказано в статье.

То есть на вывеске должно быть по-русски написано «распродажа», «магазин», «открыто» и так далее, а дополнительно можно добавить sale, shop и open, но маловероятно, что так будет кто-то делать.

Запрета на использование иностранных слов в рекламе нет

Хотя прямого запрета на иностранные языки в рекламе нет, предложенные поправки в закон «О рекламе» по сути обязывают размещать в рекламе перевод на русский язык информации, выполненной на языках народов России либо на иностранном языке. Тексты на русском и иностранных языках, содержащиеся в рекламе, должны стать идентичными по содержанию, равнозначными по размещению и техническому оформлению. То есть рядом со словом «sale» в рекламе должно стоять слово «распродажа», и выполнены эти оба слова должны быть одним шрифтом, цветом, демонстрироваться одинаковое количество времени и т. д;

Вот как это сформулировано в законопроекте:

Информация, содержащаяся в рекламе и выполненная на языках народов Российской Федерации либо на иностранном языке, должна быть идентичной по содержанию информации в рекламе, выполненной на государственном языке Российской Федерации, а также равнозначной по размещению и техническому оформлению».

Поправки к закону «О рекламе»
Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram