Что изменит новый закон о запрете рекламы в Instagram*
Изменит ли закон что-то для обычных пользователей и примут ли его вообще? Какое наказание предусмотрено за нарушение и что будет с русскоязычным Instagram*, если закон всё-таки примут? Обо всём этом в статье.
Основные изменения
Sisters: Реклама на площадке и так была ограничена — по закону спонсировать Meta* нельзя, а значит нельзя покупать таргетированную рекламу на их платформах. Что изменится с принятием законопроекта?
Александрина: Спонсирование компании Meta*, которая признана экстремистской в России, запрещено. Однако оплата услуг блогеров, размещающих рекламу на площадке, пока не запрещена. Роскомнадзор (РКН) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжают следить за правильной маркировкой рекламы. Законопроект, если его примут, запретит любую рекламу в Instagram*, как это было сделано с рекламой VPN-сервисов.
Так, например, за неправильную маркировку рекламы в запрещенной сети Роскомнадзор в период с января по май 2024 года возбудил 75 дел на сумму 4,7 млн рублей. Поэтому сейчас реклама в Instagram* не запрещена, она действует, и за правильным её размещением следят РКН и ФАС.
Sisters: Что именно меняет законопроект по сравнению с текущими ограничениями?
Александрина: Основное изменение заключается в полном запрете на рекламу в Instagram*. В текущих условиях запрещено спонсирование компании Meta*, но разрешена оплата услуг блогеров. Новый законопроект предусматривает полный запрет на рекламу, независимо от её формы и платности.
Принятие закона и юридические аспекты
Sisters: Какова вероятность того, что законопроект пройдет все три чтения и будет подписан президентом?
Александрина: Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Профильные комитеты Госдумы, а также ФАС и РКН ещё могут высказать своё мнение. ФАС и РКН будут ответственны за исполнение закона, если он будет принят.
Sisters: Будет ли закон иметь обратную силу? Должна ли будет реклама, размещенная до вступления закона в силу, быть удалена?
Александрина: По общему правилу, закон обратной силы не имеет. Маловероятно, что законодатели предусмотрят такую оговорку. Даже закон о маркировке рекламы такой оговорки не содержал.
Sisters: Что такое реклама согласно закону и этому законопроекту в частности? Попадает ли самореклама под запрет?
Александрина: Реклама определяется как любое размещение контента, направленного на продвижение и привлечение внимания к товару или услуге, независимо от его платности. Точное определение дано в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе». Законопроект не вводит новой трактовки этого термина. В текущем виде под запрет попадает любая реклама, включая бартерную, бесплатную и саморекламу.
Sisters: Какое наказание предусмотрено за нарушение закона для физических и юридических лиц?
Александрина: Законопроект в текущем виде не содержит информации об ответственности за его нарушение.
Последствия принятия закона
Sisters: Как принятие законопроекта отразится на пользователях Instagram* и бизнесе?
Александрина: Если законопроект примут, бизнесу придется отказаться от Instagram* как площадки для рекламы своих товаров и услуг. На обычных пользователях изменения никак не отразятся.
В плане контента отразятся. Блогеры начнут переходить на другие площадки, и у пользователей будет меньше контента конкретно в Instagram*.
Sisters: Будет ли возможность обходить закон? Не приведет ли его принятие к тому, что люди просто перестанут маркировать рекламу, но продолжат свое маркетинговое присутствие на площадке?
Александрина: Исполнение требований закона — обязанность бизнеса. Вероятно, бизнесу придется адаптироваться к новым правилам, как это было с введением закона о маркировке рекламы. В любом случае, потребуется время и усилия для перехода на новые методы продвижения.
Что в итоге
Нам остаётся только следить за развитием ситуации и надеяться, что всё-таки обойдётся. Иначе маркетинговой деятельности в Instagram* можно будет сказать «Пока».
*Продукты Metа признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.
Вам понравится
Шесть крупнейших новостных сайтов Великобритании — The Times, Sun, Mail, Mirror, Express и Independent, в августе выставили читателям жесткие условия: делитесь персональными данными для последующего таргетирования рекламы или платите за чтение статей. Отказ от предоставления данных издатели оценили в 1,99-6,99 фунтов стерлингов (240-830 рублей) ежемесячно. Так СМИ отреагировали на требование британского регулятора сделать обязательными и одинаково заметными кнопки, фиксирующие согласие или отказ на обработку персональных данных.
Что заставляет людей в 2024 году раскупать миллионные тиражи печатных газет, какие отечественные телешоу стали самыми влиятельными, чем обернулось для видеопортала Rutube замедление YouTube, почему пресс-релизы — это «новый черный» и каким соискателям рады в отделах кадров медиакомпаний. ADPASS побывал на Московском медиафестивале (ММФ), который за два дня почти 50 тысяч человек, и отобрал актуальные и интересные выступления экспертов медиаотрасли.