13.11.2023, 12:34

Чаевые — это право или обязанность: за что, кому и сколько дают на чай

В США принято давать чаевые, и хорошие. По законодательству сфера услуг освобождается от обязательной выплаты минимальной зарплаты при условии, что сотрудники заработают или превысят этот порог за счет чаевых. Но в последние годы традиция начала вызывать вопросы. Отчасти причиной этого стали платежные платформы, активно продвигающие автоматическое начисление чаевых, а также распространение обязательного сбора за обслуживание. Большинство американцев оставляют на чай около 15% от суммы счета. Главным критерием, мотивирующим клиентов дать на чай, является качество обслуживания. Чаще всего такой приработок получают официанты в ресторанах, им доплачивают 92% участников исследования, а реже всего чаевые оставляют в предприятиях быстрого питания, вроде «Бургер Кинга». 2% американцев не оставляют на чай никогда. В России лидерство по чаевым также удерживают кафе и рестораны, где на чай дают 72% россиян, а меньше всего дополнительный заработок у сотрудников автомоек, которым неформально доплачивают лишь в 29% случаев.

Photo by Sam Dan Truong on Unsplash

Как проводилось исследование

Американская негосударственная социологическая компания The Pew Research Center провела опрос, чтобы изучить отношение американцев к чаевым, а также их практики неформального поощрения работников сферы услуг. В исследовании, проходившим с 7 по 27 августа 2023 года, приняли участие 11 945 американцев старше 18 лет.

Чаевые аппетиты растут

Подавляющее большинство американцев говорят, что работники сферы услуг просят их давать чаевые, причем делают это чаще, чем раньше. Примерно семь из десяти респондентов (72%) говорят, что чаевые сегодня ожидаются в большем количестве мест, чем пять лет назад. Этот тренд даже получил название «типфляция» (tip – чаевые).

Но даже несмотря на то, что американцы говорят, что их просят давать чаевые все чаще, относительно немногие из них уверены в том, что знают, когда и как это делать. Лишь около трети опрошенных говорят, что знают, стоит ли (34%) и сколько (33%) давать чаевых.

Также нет единого мнения относительно того, являются ли чаевые, которые встроены в структуру оплаты труда и бизнес-модели многих отраслей услуг, выбором или обязанностью потребителей. 21% участников опроса считают, что это скорее выбор, а 29% — говорят, что это скорее обязанность. При этом большинство (49%) респондентов рассказали, что это зависит от ситуации и считают, что единого набора правил нет.

Сумма предлагаемые чаевых не нравится потребителям

Большинство участников опроса (40%) заявили, что им не нравится, когда компании сами предлагают своим клиентам сумму чаевых. Одобряют такую практику лишь 24% респондентов, а чуть больше трети (32%) относятся к этому явлению нейтрально.

При этом подавляющему большинству респондентов (72%) крайне не нравятся компании, автоматически включающие плату за обслуживание или чаевые в счета клиентов независимо от их желания. Подобную практику поддерживает лишь 10% опрошенных.

Где американцы оставляют на чай чаще всего

Поведение участников опроса в отношении чаевых сильно различается в зависимости от ситуации. При этом есть сферы обслуживания, где традиционно принято оставлять на чай. Так, 92% респондентов поощряют официантов в ресторанах, причем 81% делают это постоянно, а часто – 11%. В парикмахерских и салонах красоты деньгами выражают свою признательность за качество услуг 78% участников опроса (65% – всегда, 13% — часто). Почти столько же опрошенных (76%) дают на чай доставщикам еды (59% — всегда, 17% — часто).

Также большинство респондентов оставляет чаевые в барах (70%) и поощряет таксистов (61%). Меньше всего шансов получить на чай у сотрудников кофеен, где материально поощряют работников лишь 25% участников опроса и ресторанов быстрого обслуживания, типа «Макдональдса», которые работают без официантов (12%).

Сколько американцы оставляют на чай

Большинство (57%) американцев оставляют на чай около 15% от суммы заказа. 20% к счету добавляют 25% респондентов. А 2% участников исследования считают, что платить за обслуживание сверх счета не нужно. Интересно, что такой же процент опрошенных (2%) дают на чай больше 20% от счета.

За что дают чаевые в США

Качество обслуживания – основной фактор, мотивирующий клиентов оставлять на чай. Об этом заявили 77% респондентов. Ни один из других критериев из предложенных исследователями не набрал столько же голосов. Лишь для 31% участников исследования при принятии решения о поощрении играет роль небольшой (как правило) заработок работника сферы услуг, для 23% респондентов значение имеет сумма, которую они могут оставить на чай, или социальное давление.

В России чаще всего на чай оставляют в ресторанах, а реже всего на заправках.

Согласно исследованию портала Superjob, опросившего 3000 респондентов, в кафе и ресторанах чаевые оставляют 73% россиян: чуть больше трети (31%) делает это всегда, а 42% только когда абсолютно довольны обслуживанием. За отличную поездку таксистам доплачивают половина (51%) пассажиров (9% — всегда, 42% — иногда). Работники службы доставки получают на чай в 43% случаев: 9% участников опроса всегда готовы поощрить курьера, а 34% — только в случае оперативной доставки. В парикмахерских и салонах красоты оставляют чаевые 42% опрошенных (16% — всегда, 26% – в зависимости от результата).

Лишь 30% участников опроса поощряют сотрудников гостиниц, но при этом чаевые здесь самые щедрые и в среднем составляют 450 руб. В ресторанах к счету в среднем прибавляют 280 руб., а в салонах красоты – 215 руб. Средний размер чаевых у таксиста равен 130 руб., курьеров – 120 руб. А работников заправок и автомоек мало того что финансово благодарят реже всех (29% респондентов), так и на чай дают меньше всего — в среднем 100 руб.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
30.11.2023
Редакция ADPASS
24.11.2023
Редакция ADPASS
22.11.2023