10.06.2022, 17:21

Бренды отложили промо до лучших времен

На фоне кризиса количество промо-активностей сократилось в 2,5 раза, подсчитали в агентстве Traffic Isobar. Большинство брендов отказались от промо с привлечением амбассадоров, игровых и творческих механик. Менее других пострадали NCP-промо — программы, в рамках которых пользователи могут получить бонусы за регистрацию товарных чеков или кодов. При этом основным инструментом стимулирования стали денежные призы: в 40% новых промо разыгрываются сертификаты разного номинала, а количество проектов с главным призом 1 млн рублей выросло в 5 раз. Эксперты полагают, что негативный тренд в ближайшем будущем продолжится, но по мере восстановления производственных и логистических цепочек промо-активность брендов будет расти.

Traffic Isobar — агентство интегрированных маркетинговых коммуникаций. Основано в 2002 году в Санкт-Петербурге. В 2013-м вошло в структуру рекламной группы Dentsu Russia. В числе клиентов агентства — Carlsberg, L’Oreal, банк «Санкт-Петербург», «Лента» и др. Выручка за прошлый год составила 1,3 млрд рублей, чистая прибыль — 81,3 млн рублей.

В рамках исследования «Есть ли будущее у промоакций?» эксперты агентства проанализировали более 350 промо-кампаний в двадцати товарных категориях, запущенных на ресурсе proactions.ru в период с 1 марта по 7 апреля 2022-го и за аналогичный период прошлого года.

Промо-неактивность

После начала кризиса основной объем промо приходится на товары повседневного спроса (FMCG). На эту категорию приходилось 58% всех промоакций в исследуемый период. По сравнению с прошлым годом доля FMCG выросла на тринадцать процентных пунктов. Но с учетом значительного сокращения количества промоакций речь идет не о восстановлении активности производителей, а скорее о меньших масштабах снижения. Так, сейчас ушли более дорогостоящие категории товаров, покупки которых откладывают в целях экономии. Это, например, авто, ювелирные изделия, туризм, поясняют в Traffic Isobar.

Изменилась и структура промо-активностей. Количество промо с привлечением амбассадоров и лиц рекламной кампании сократилось в 5 раз, нечековых промо (механик с картами лояльности, игровых, творческих, накопительных) — в 3,5 раза, Tailor-made (эксклюзивных акций для конкретных торговых сетей) — втрое.

Те бренды, которые не отказались от промоакций, предпочитают использовать самые простые механики. К примеру, в меньшей степени сократилось количество ко-промо с участием двух и более брендов, а также NCP — механик с регистрацией чеков и кодов.

Андрей Ферцев, директор по маркетингу производителя молочных продуктов «Латео» связывает снижение промо-активности с изменением приоритетов бизнеса. По его словам, сейчас, когда цепочки поставок нарушены, а многие западные поставщики отказываются от сотрудничества, на первый план выходит задача физического обеспечения населения продукцией.

Бизнес дарит деньги и путешествия

Помимо скидки подавляющее большинство потребителей проявляет интерес к акциям, в которых можно выиграть приз. При этом периодический розыгрыш значимых призов и возможность получить гарантированный подарок на старте работает лучше, чем розыгрыш только одного крупного приза или небольших презентов каждый день.

94%

потребителей доверяют промоакциям с призом

40%

новых промо предусматривают розыгрыш сертификатов разного номинала

х5 раз

рост количества промоакций с главным призом 1 млн рублей

Каждая третья промоакция в марте — начале апреля базировалась на розыгрыше денег и сертификатов на сумму до 4 тыс. рублей. Значительно чаще, по сравнению с прошлым годом, бренды разыгрывают крупные денежные призы в размере 1 млн рублей, путешествия по России, а также промокоды на скидки. При этом собственную продукцию бренды сейчас дарят реже, что также может быть связано с производственными сложностями.

Сильные бренды побеждают кризис

Хотя многие потребители сокращают расходы и чаще учитывают размер скидки, каждый третий по-прежнему отдает предпочтение известным, хорошо знакомым брендам, а многие даже готовы за них переплачивать. Больше всего приверженцев сильных брендов среди покупателей детского питания и лекарств: 59% и 55% соответственно, говорится в отчете. Однако в категории фармы треть респондентов чаще выбирают самые низкие по стоимости товары.

Промоакции лучше всего работают в сегменте товаров для красоты, а также некоторых продуктовых категориях — чай, кофе, соусы, масла и молочка. Более 40% потребителей в этих категориях готовы с большей вероятностью купить товар по акции с призами за покупку, при условии что по характеристикам он не уступает известным брендам. При этом детское питание — единственная категория, где больше всего тех, кто предпочтет проверенный бренд более выгодным предложениям.

20%

потребителей не обращали внимание на размер скидки до начала кризиса

37%

покупателей выбирают известные марки независимо от цены или наличия промоакции

62%

готовы переплачивать за товары знакомых марок

Потребители ждут push-уведомлений

Авторы исследования отмечают, что важным, однако недооцененным с точки зрения проведения промоакций каналом для производителей является электронная коммерция. Интересно, что сами потребители при этом охотнее включаются в промо-активности онлайн — 71% против 63% в офлайн-формате. Наиболее удобными формами коммуникации с брендами покупатели считают push-уведомления и цифровые стикеры — «наклейки» и плашки, информирующие об акции на товар в интернет-магазине.

71%

потребителей готовы вовлекаться в промо-активности онлайн

49%

называют самым удобным форматом оповещения об акциях push-уведомления на смартфоне или в браузере

42%

обращают внимание на плашки и стикеры со скидкой в онлайн-каталогах товаров

Промо вернется в коллаборациях

В условиях сокращения маркетинговых бюджетов одним из самых привлекательных направлений для производителей могут стать коллаборации с другими брендами, считают эксперты. По сравнению с другими типами промо, это направление просело меньше.

Когда на рынке появляется много молодых брендов, ко-промо может давать неплохие результаты. Необходимо будет информировать покупателей об альтернативах ушедших брендов, поэтому сохранится медиа реклама для имиджевой поддержки, считает Ферцев. По его словам, главным преимуществом коллаборации является синергетический эффект. Однако усложнение процесса из-за роста числа участников может становиться барьером для воплощения подобных концепций. Инна Сальникова, директор по маркетингу «Дальпромрыба», отмечает сложности разделения затрат между производителями.

В то же время эксперты сохраняют оптимизм. В Traffic Isobar уверены, что промо вернется: сначала как прямая инвестиция в цены в совокупности с медиа-поддержкой, работающей и на рост бренд-метрик, а затем в формате Tailor-Made и NCP.

Авторы:
Алиса Рейн
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
16.04.2024
Редакция ADPASS
28.03.2024
Редакция ADPASS
26.03.2024
Как создать полезный гид
для предпринимателей?