19.04.2023, 15:33

Два мужа на полтора часа: братья Супер Марио в игре, кино, музыке и поп-культуре

Анимационный фильм «Братья Супер Марио в кино» на основе самой успешной игровой серии всех времен рвет мировой прокат: за две недели он собрал $710 млн, стал самым кассовым фильмом, снятым по мотивам видеоигр, и мульфильмом с самым лучшим стартом в истории. ADPASS рассказывает, из чего сформировалась поп-культурная икона усатого водопроводчика, опередившего по узнаваемости Микки Мауса.

1. Марио появился благодаря неудачному дебюту Nintendo в США и фильму «Кинг-Конг»

Марио был создан начинающим геймдизайнером Сигеру Миямото и появился в 1981 году в его первой игре — классическом аркадном платформере Donkey Kong. Миямото работал в тогда еще небольшой японской компании Nintendo с 1977 года и участвовал в создании аркадного шутера Radar Scope, с которым компания провально дебютировала на американском рынке. Из трех тысяч привезенных из Японии аркадных автоматов продали только тысячу, и Nintendo решила попробовать создать новую игру, поручив это Миямото. На другого геймдизайнера просто не было денег.

Сигеру Миямото перед спецпоказом «Братья Супер Марио в кино» в Лос-Анджелесе

Миямото переосмыслил заключительную сцену «Кинг-Конга» 1933 года: огромный примат карабкается по строительным лесам, сжимая в лапе красавицу, а игрок берет на себя роль храброго плотника, который должен, минуя препятствия, спасти свою возлюбленную.

Геймдизайнер сам сочинил музыку для Donkey Kong, используя маленькую электронную клавиатуру. Сотрудники американского подразделения компании установили новые программные платы в невостребованные две тысячи игровых автоматов Radar Scope и заменили наклейки на лицевых панелях. Совсем скоро Nintendo столкнулась с другой проблемой: спрос на новую игру оказался настолько велик, что компания едва справлялась с его удовлетворением. Всего было продано 60 тыс. игровых автоматов.

Аркадные автоматы Radar Scope и Donkey Kong

2. Марио назвали в честь заносчивого арендодателя американского офиса Nintendo

В Donkey Kong Марио звали просто «Прыгун» (Jumpman). В то время американский офис Nintendo арендовал склад в пригороде Сиэтла у заносчивого бизнесмена-девелопера с итальянскими корнями Марио Сегале. Компания задерживала арендные платежи, Сегали лично встретился с президентом Nintendo of America Минору Аракаву и строго отчитал его прямо перед подчиненными. А они в отместку окрестили персонажа в его честь. В игре Donkey Kong Jr. 1982 года Марио в первый и последний раз выступил в роли главного антагониста — заточил обезьяну в клетку, из которой ее спасал брат-примат. Игра 1983 года уже была названа в честь персонажа — Mario Bros., в ней впервые появился персонаж Луиджи — брат Марио.

В 1985 году компания выпустила полноценный платформер Super Mario Bros. для домашней игровой консоли Nintendo Entertainment System — культовую игру, ставшую знакомой всему миру. Вместо того, чтобы завлекать клиентов яркими картинками, японская компания сделала ставку на честность. Бокс-арты всех продуктов показывали реальное положение дел — на коробке Марио был таким же квадратным, как и в игровом мире.

Обложка картриджа Super Mario Bros. 1985 года

3. Из плотника в гонщики: все профессии Марио

Марио изначально был плотником, а не водопроводчиком. Профессию он сменил в 1983 году благодаря бывшему однокурснику Сигэру Миямото: однажды приятель геймдизайнера отметил, что костюм Марио совсем не подходит плотнику, а вот для водопроводчика будет в самый раз.

Но за всю свою историю персонаж освоил множество других занятий. Марио в игре-головоломке 1985 года Wrecking Crew — строитель в каске с молотком. А через два года он переквалифицировался в рефери на боксерском ринге игры Punch-Out. В головоломке 1990 года Dr. Mario лечит своих пациентов разноцветными пилюлями, а уже через год работает официантом в спин-оффе с динозавриком Yoshi. В том же году Марио попробовал себя в качестве профессионального гольфиста в Open Tournament Golf для Nintendo Entertainment System и художника в Mario Paint.

Позже Марио стал завсегдатаем гоночной серии игр Mario Kart. В сериях спортивных франшиз водопроводчик вообще оказался разносторонним атлетом — от баскетболиста до теннисиста.

4. Усы Марио — вынужденная необходимость из-за примитивной графики 80-х

Внешний вид Марио был не эстетическим выбором, а результатом графических ограничений: персонаж был построен на крошечной сетке 16×16 пикселей. Шляпа появилась из-за того, что реалистичные волосы было трудно изобразить, усы и нос картошкой — чтобы обозначить лицо, комбинезон — чтобы сделать движения его рук более заметными. В Super Mario Bros. он носит коричневую рубашку под комбинезоном — от этого образа быстро отказались.

Марио образца 1981 года

5. Источники вдохновения для игр Mario: чудеса без Алисы, дух-стена нурикабэ, соседская собака из детства и жена разработчика

Грибное королевство — это постоянно развивающийся с выхода Super Mario Bros фэнтезийный мир Миямото. Есть мнение, что оно вдохновлено «Приключениями Алисы в Стране чудес» — во многом потому, что когда Марио «съедает» мухомор, он увеличивается в размерах и способностях. Но Миямото отрицает влияние сказки и утверждает, что идея связана с заколдованной едой из мифов и японского фольклора.

Кусалкины на цепи (Chain Chomp) из Super Mario Bros 3 — стальные черные шары с острыми зубами — отсылка к инциденту из детства Миямото, когда соседская собака бросилась на перепуганного ребенка, но ее остановила цепь.

Твомпы (Thwomp), еще одни антагонисты игры, были вдохновлены японским мифологическим существом нурикабэ — призрак стены, который сбивает с пути или мешает путешественникам ночью.

Самое неожиданное происхождение у враждебных привидений Бу (Boo) — они основаны на образе жены одного из разработчиков игры Такаси Тэдзуки. «У Тэдзуки возникла идея включить в игру свою жену. Обычно его жена очень тихая, но однажды она взорвалась, обезумев от того, сколько времени он провел на работе. Так в игре появился персонаж, который уменьшается, когда Марио смотрит на него, но когда Марио отворачивается, он становится большим и угрожающим», — рассказал Миямото журналу Nintendo Power.

6. Серия Super Mario Bros. — самая успешная игровая франшиза всех времен

Персонаж Марио и серия Super Mario Bros. занесены в Книгу рекордов Гиннеса как самая успешная игровая франшиза всех времен — суммарные продажи игр серии превысили 240 млн копий. Всего персонаж появился в более чем 200 видеоиграх.

Первая игра Super Mario Bros. долгое время являлась самой продаваемой игрой всех времен. Тираж составил 40,24 миллиона копий (но надо учитывать, что игра шла в комплекте с консолью Nintendo Entertainment System). На второе место ее в 2009 году отодвинул другой шедевр от Nintendo — сборник Wii Sports, продано 41,65 млн копий (тоже с консолью).

7. В 90-х Марио для американских детей стал более узнаваемым персонажем, чем Микки Маус

По данным самого влиятельного голливудского рейтинга знаменитостей и брендов Q Score, в начале 90-х Марио обогнал по узнаваемости Микки Мауса. Согласно опросам Q Score, с тех пор известность персонажа увеличивалась. С 1996 по 2020 год его узнаваемость среди американцев старше шести лет выросла с 60% до 72%. Из героев видеоигр обогнать водопроводчика к 2020 году смог только Соник (75% узнаваемости). Этот успех был связан с релизом фильма «Соник в кино», так что очень вероятно, что в этом году Марио вернет первое место.

Парк Super Nintendo World в Осаке

Индекс симпатии к Марио сохраняется на высоком уровне на протяжении последних тридцати лет — около 30% людей, знакомых с персонажем, оценивают его как одного из своих любимых.

8. Основная музыкальная тема Super Mario Bros. стала национальным достоянием США

Культовый трек к Super Mario Bros. написал в 1985 году молодой саунд-дизайнер Nintendo Кодзи Кондо. Основная тема, известная как «Ground Theme» или «Overworld Theme», является одной из самых узнаваемых музыкальных композиций из когда-либо написанных для игр. Адаптированная для мелодий телефонов версия оставалась в чартах рингтонов Billboard 125 недель после начала ее продаж в 2004 году.

Композиция неоднократно исполнялась оркестрами со всего мира на концертах и в конце концов 12 апреля 2023 года пополнила Библиотеку конгресса США — вместе с «Imagine» Джона Леннона, «Like A Virgin» Мадонны, рождественским хитом Мэрайи Кэри «All I Want for Christmas is You», «Stairway to Heaven» Led Zeppelin, «Sweet Dreams (Are Made of This)» Eurythmics, «Synchronicity» The Police и еще 18 треками. Это первая в истории музыкальная композиция из видеоигры, которая была внесена в американский Национальный реестр аудиозаписей, призванный сохранить для потомков записи, имеющие «культурное, историческое или эстетическое значение».

9. Провальный фильм «Супербратья Марио» 1993 года стоил режиссерам их голливудской карьеры

Фильм 1993 года «Супербратья Марио» (Super Mario Bros.) режиссеров-супругов Аннабел Дженкел и Рокки Мортон был первой попыткой Голливуда создать кино на основе видеоигры. На роли братьев утвердили Боба Хоскинса и Джона Легуизамо, еще одну из главных ролей играл Деннис Хоппер. Фильм был задуман как приквел к игре: два брата-водопроводчика обнаруживают параллельное измерение, населенное гуманоидными динозаврами. И получился очень мрачным.

Проблемы начались еще на съемочной площадке: продюсеры заставили переписать сценарий за две недели до начала съемок, актеры выпивали, режиссеры обижали съемочную группу, все участники процесса скандально и публично ссорились. Кинокритики разгромили вышедший фильм, и в прокате его тоже ждал провал: при бюджете $48 млн кассовые сборы составили $20,9 млн. По мнению Рокки Мортона, фильм потерпел неудачу в том числе из-за народного недовольства видеоиграми: в начале 90-х в США начался крестовый поход против них из-за влияния на детей.

Спустя десятилетия после выхода фильма Хоскинс сказал Variety, что «Супербратья Марио» были «самым большим разочарованием» в его карьере, назвал постановку «кошмаром», а режиссеров — «гребаными идиотами». Режиссерам эта неудача стоила карьеры в Голливуде — из-за скандалов на съемочной площадке Creative artists agency уволило их еще до выхода фильма.

Рокки Мортон в итоге сосредоточился на телевизионной рекламе, став соучредителем продюсерской компании MJZ. Компания много раз выигрывала золото «Каннских львов». Его жена Аннабел Дженкел нашла в себе силы вернуться в кино и сняла 24 эпизода музыкального документального сериала «Концерт в Эбби-Роуд» («Live From Abbey Road», 2006) и романтическую драму 2018 года «Расскажи это пчелам». Оба не пересматривали свой фильм про братьев Марио с 1993 года.

10. «Братья Супер Марио в кино» может попасть в десятку самых кассовых мультфильмов в истории

После провала фильма «Супербратья Марио» Nintendo и лично Миямото остерегались адаптаций их видеоигр в кино. Но опасения оказались напрасны: несмотря на негативные отзывы критиков, новый мультфильм Universal, Illumination и Nintendo «Братья Супер Марио в кино» («The Super Mario Bros. Movie») нравится зрителям и ставит один рекорд за другим. У него лучший старт среди всех мультфильмов в истории, лучший старт по результатам первого уик-энда и лучший старт среди всех кинолент 2023 года.

«Братья Супер Марио в кино» уже стал самым кассовым фильмом, снятым по мотивам видеоигр. С момента релиза 5 апреля он собрал в прокате $710 млн (из них $359 млн в США) и, по мнению аналитиков, легко перешагнет отметку в $1 млрд. Это означает, что у усатых водопроводчиков есть все шансы попасть в десятку самых кассовых мультфильмов в истории.

Авторы:
Анастасия Горшкова
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram