Агентства ставят на ЦБ: опрос АРИР о влиянии ключевой ставки на динамику рынка российской интернет-рекламы
Текущая ключевая ставка 18%, установленная Банком России 25 июля, ускорит динамику роста рынка интернет-рекламы в течение года до 26%, спрогнозировали представители digital-агентств, которых опросили Ассоциация развития интерактивной рекламы (АРИР) и Аналитический центр Российской индустрии рекламы (АЦ РИР). Если ставка будет снижена до 12–15%, а ее понижения ожидают 80% рекламистов, рост рынка цифровой рекламы может достичь 29%. В 2024 году, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рынок рекламы в интернет-сервисах вырос на 22%. В первом квартале 2025 года — лишь на 12%.
Смягчение денежно-кредитной политики Банка России и дальнейшее снижение ключевой ставки — главный стимул для роста рекламных бюджетов. Так считает подавляющее большинство (86%) из 35 представителей агентств, опрошенных АРИР. Этот фактор со значительным отрывом опережает другие стимулы: смягчение регуляторных ограничений (57%), появление новых рекламных инструментов (54%) и внедрение ИИ (43%).
На фоне решения о снижении ключевой ставки до 18%, принятого ЦБ 25 июля, 95% рекламистов из выборки АРИР ожидают роста маркетинговых бюджетов. Мнения по поводу сроков оживления рынка интернет-рекламы разделились: 46% ожидают увеличения бюджетов уже к концу 2025-го, а 48% рассчитывают на приток клиентских денег в середине 2026-го. Лишь 6% digital-агентств настроены пессимистично и вовсе не ожидают роста биллингов.
В случае сохранения Банком России ставки 18% среднее значение роста рынка интернет-рекламы, которое ожидают в агентствах, составит 26%. При этом чуть больше трети (34%) заявляют, что в 2025 году рост бюджетов их клиентов уже составил 25%. Меньшая доля опрошенных (17%) не замечает роста рекламных расходов клиентов в этом году по отношению к предыдущему. 23% отмечают сокращение биллингов до 25%, а 14% — более 25%.
При дальнейшем снижении ставки, которую допускает Центробанк в среднесрочном прогнозе, расходы брендов на интернет-рекламу увеличат динамику еще значительнее. Если ставка будет снижена до 12–15%, то увеличение объема цифрового сегмента рекламного рынка может достичь 29%.
Крупнейшие рекламные группы, опрошенные ADPASS до последнего изменения ключевой ставки, ожидали меньшего роста рынка по итогам года. По их усредненным данным, в январе-июне 2025 года рынок российской интернет-рекламы вырос на 18,5%, а по всем медиасегментам — на 16%. По итогам 2025 года крупные игроки прогнозировали рост digital-сегмента на 11%, а всего рынка на 15% без e-com и на 22% с ним.
В 2024 году, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рынок рекламы в интернет-сервисах вырос на 22%. В первом квартале 2025 года — лишь на 12%.
66% рекламных игроков, опрошенных АРИР, уверены, что рекламный рынок начнет увеличивать динамику роста уже при ставке 16–18%. 26% уверены, что интернет-реклама увеличит обороты лишь при ставке 12–15%.
Следующее заседание совета директоров Банка России по ключевой ставке назначено на 12 сентября.
Президент АРИР Борис Омельницкий считает, что лишь при снижении ключевой ставки до 13-16% можно говорить о возврате рекламодателей к комплексным стратегиям продвижения, а сейчас рынок в большей степени ориентируется на эффективность и закупки по минимальным ценам.
Бренды, увидев рост продаж, начнут больше инвестировать в продвижение, а агентства, в свою очередь, смогут показать свою экспертизу и креатив. Возможно, в будущем мы увидим немало интересных кейсов и экспериментов.
Борис Омельницкий
Президент АРИР
Ассоциация развития интерактивной рекламы также поинтересовалась у агентств, входящих в эту организацию, какой рекламный канал наиболее приоритетный с точки зрения ожиданий увеличения маркетинговых бюджетов. 91% ожидаемо поставили на первое место интернет-рекламу, а 43% — социальные сети. 14% выбрали рекламу на ТВ, 9% — продвижение на радио, и никто из респондентов не высказался в пользу рекламы в прессе. «Учитывая специфику выборки, преимущественно представленной агентствами, ориентированными на digital, другие каналы — такие как ТВ, наружная реклама и пресса — отмечались реже среди приоритетных направлений для вложений», — сообщили авторы исследования.