07.11.2025, 11:30

Мошенническая реклама приносит Meta 10% выручки

Платформы Meta* ежедневно показывают пользователям 15 млрд мошеннических объявлений. Реклама запрещенных товаров и объявления скамеров в 2024 году принесли компании 10% выручки, согласно документам, с которыми ознакомилось агентство Reuters. В качестве мер борьбы с мошенниками, с них взимают более высокую плату за размещение рекламы, а также составляют списки «самых мошеннических мошенников».

Сколько денег мошенники приносят Meta

Согласно внутренним документам компании Meta, в конце прошлого года Meta прогнозировала, что получит около 10% от своего общего годового дохода (около $16 млрд) от рекламы, связанной с мошенничеством или с запрещенными товарами. С ранее никогда не публиковавшимися документами за последние три года удалось ознакомиться Reuters.

Изученные агентством документы свидетельствуют, что на протяжении этих трех лет гигант соцсетей не смог остановить лавину рекламы мошеннических схем электронной коммерции и инвестирования, нелегальных онлайн-казино и продажи запрещенных медицинских товаров, обрушившуюся на миллиарды пользователей Facebook**, Instagram** и WhatsApp**.

Реклама мошеннической схемы из репортажа Reuters

В одном из документов от декабря 2024 года отмечается, что компания ежедневно показывает пользователям своих платформ около 15 миллиардов объявлений «повышенного риска», то есть таких, в которых видны явные признаки мошенничества. Согласно другому документу, выпущеннному в конце 2024 года, Meta ежегодно получает около $7 млрд годового дохода от мошеннической рекламы этой категории.

Внутренние системы оповещения Meta блокируют значительную часть подобной рекламы. Однако, как следует из документов компании, блокировка применяется, лишь когда автоматизированные системы указывают на мошенничество с вероятностью не менее 95% прогнозируют. Если компания менее уверена, но все же предполагает, что рекламодатель — мошенник, в отношении него Meta применяет более высокие ставки за размещение рекламы. Идея состоит в том, чтобы подозрительному рекламодателю размещение рекламы показалось невыгодным.

В документах компании также отмечается, что пользователи, нажимающие на мошеннические объявления, вероятно, в дальнейшем будут видеть их чаще — благодаря системе персонализации рекламы Meta, которая пытается показывать рекламу на основе интересов пользователя.

Реклама мошеннической схемы из репортажа Reuters

Документы, в которых приводится информация о конфиденциальной самооценке, подготовлены в подразделениях Meta, занимающихся финансами и лоббированием, инженерной службой и службой безопасности. В совокупности они отражают усилия Meta по количественной оценке масштабов злоупотреблений на своих платформах и нежелание компании принимать меры, которые могли бы нанести ущерб ее деловым интересам.

Meta установила ограничения на размер дохода, который она готова потерять в результате действий против подозрительных рекламодателей. Так, в первой половине 2025 года команде, отвечающей за проверку сомнительных рекламодателей, не разрешалось предпринимать действия, которые могли бы стоить Meta более 0,15% от общей выручки компании. Это составляет около $135 млн при размере выручки $90 млрд в первом полугодии 2025 года.

Компания McCormick подтвердила Reuters, что не имеет отношения к этому объявлению

Получение Meta доходов из источников, подозреваемых в мошенничестве, подчеркивает отсутствие регулирующего надзора за рекламной индустрией, заявил Reuters Сандип Абрахам, эксперт по расследованию мошенничества и бывший следователь по безопасности Meta, а в настоящее время — глава консалтинговой компании Risky Business Solutions.

Реклама мошенников, использующих название юридической компании Hogan Lovells

Как Meta реагирует на обвинения

В заявлении пресс-секретаря Meta Энди Стоуна говорится, что документы, с которыми ознакомилось агентство Reuters «отражают избирательный взгляд, искажающий подход Meta к мошенничеству и аферам». Внутренняя оценка компании, согласно которой она получит 10,1% своего дохода в 2024 году от мошенничества и другой запрещенной рекламы, — «приблизительная и чрезмерно всеобъемлющая». Позднее, по утверждению Стоуна, компания установила, что истинная цифра была ниже, поскольку в оценку было включено «много легитимной рекламы». Он не предоставил обновленную информацию.

Стоун от лица компании утверждает следующее: «Оценка была проведена для подтверждения наших запланированных инвестиций в обеспечение добросовестности, в том числе в борьбу с мошенничеством и аферами, что мы и сделали. Мы активно боремся с мошенничеством и аферами, потому что пользователи наших платформ не хотят видеть этот контент, добросовестные рекламодатели не хотят его видеть, и мы тоже не хотим его видеть. За последние 18 месяцев мы добились сокращения числа сообщений пользователей о мошеннической рекламе по всему миру на 58%, а с начала 2025 года мы удалили более 134 миллионов единиц мошеннического рекламного контента».

В некоторых документах компании говорится, что Meta обещает сделать больше. «У нас большие цели по сокращению мошеннической рекламы в 2025 году», — утверждается в документе за 2024 год. Meta надеется сократить количество такой рекламы на некоторых рынках на целых 50%. В других документах руководители поздравляют сотрудников с успешными усилиями по борьбе с мошенничеством.

Даже когда рекламодателей ловят на жульничестве, к ним, согласно документам, проявляют снисхождение. Небольшой рекламодатель должен быть отмечен как минимум восемь раз за содействие финансовому мошенничеству, прежде чем Meta его заблокирует. Крупные рекламодатели, известные как «аккаунты с высокой стоимостью», могут получить более 500 предупреждений и избежать блокировки.

Мошеннические рекламные кампании могут достигать огромных размеров: четыре рекламные кампании, которые Meta заблокировала в начале этого года, приносили $67 млн ежемесячного дохода.

В начале этого года один из сотрудников Meta проявил инициативу и стал составлять отчеты, определяя «самого мошеннического мошенника недели». Это звание присваивалось рекламодателю, на которого за неделю пользователи больше всего жаловались на мошенничество. Агентство Reuters проверило пять аккаунтов, названных «самыми мошенническими» и выяснило, что два из них оставались активными более шести месяцев спустя. На одном из них рекламировались нелицензированные онлайн-казино. После того, как Reuters сообщило об этих двух аккаунтах Meta, они были удалены.

* Компания Meta признана экстремистской организацией и запрещена в РФ

** Продукт компании Meta (признана экстремистской организацией и запрещена в РФ)

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
12.11.2025
Отец интернета: веб умирает как рекламная платформа

Тим Бернерс-Ли изобрел веб 35 лет назад, создав язык разметки HTML и протокол передачи данных HTTP, а в 2004 году получил за это рыцарский титул от британской королевы Елизаветы II. Сегодня он уверен: его детище переживает кризис, который ставит под угрозу всю отрасль цифровой рекламы. В беседе с The Verge «отец интернета» описал уже наступающее будущее, в котором новые данные не попадают в открытый веб, ИИ-агенты убивают рекламную модель сайтов, а пользователи кардинально меняют привычки на фоне новой браузерной войны. Для маркетологов это фундаментальный сдвиг: к моменту, когда ИИ-агенты окончательно заменят пользователей на сайтах, цифровая реклама должна успеть перестроиться с таргетирования людей на переговоры с машинами.

Редакция ADPASS
11.11.2025
Редакция ADPASS
05.11.2025