Промышленность и фарма остаются ключевыми клиентами, но все чаще к услугам MICE прибегают IT-сектор, государственные структуры, банки и ритейл
Факторы роста
Рост рынка был обусловлен несколькими важными факторами: стабилизация экономики и потребительского рынка; повышение деловой активности в сравнении с 2022 годом. Эти изменения привели к усилению конкуренции на рынке, однако первая четверка лидеров осталась неизменной.
Восстановление рынка
Однозначно можно говорить о восстановлении рынка MICE после пандемии. На рынке активно размещают заказы как российские, так и международные компании. Стоит отметить, что 20–30% контрактов оформляются по агентской схеме, где исполнитель отражает только свое вознаграждение, а не реальный оборот по сделке. Кроме того, в отчете представлены компании, оказывающие услуги как бизнес-тревел, так и MICE, без четкого выделения оборотов по каждому направлению. Также значительная часть рынка оформляется либо напрямую заказчиком, либо через агентства, не вошедшие в данное исследование. С учетом этих факторов я оцениваю общий объем рынка в размере порядка 22–23 млрд руб.
Андрей ЗинковецкийГенеральный директор ООО Аэроклуб-Тур
Влияние внешних факторов
Частичный рост финансовых показателей связан с инфляцией, которая существенно влияет на MICE-индустрию, особенно на логистические затраты. В частности, значительно возросли расходы на авиаперевозки.
Стоит учитывать темпы роста инфляции, которые напрямую влияют на логистику и отрасль в целом. Поэтому прогнозировать продолжение усиленного роста сложно, поскольку меняется сам рынок, условия и задачи клиентов.
Георгий КулевКоммерческий директор ООО «Апджет Трэвел ГРУП»
Изменения в отрасли
За последние два года облик рынка значительно изменился. Доступ к популярным ранее зарубежным направлениям стал затруднен, а затраты на проведение мероприятий за границей существенно возросли. Вместе с тем, бизнес осваивает новые направления и локации. В России, на юге страны, по-прежнему закрыта часть аэропортов, включая Краснодар и Ростов-на-Дону, что повысило популярность железнодорожного сообщения.
Сегодня мы наблюдаем определенную тенденцию к смене ландшафта компаний-заказчиков. Промышленность и фарма остаются ключевыми клиентами, но все чаще к услугам MICE прибегают IT-сектор, государственные структуры, банки и ритейл.
Георгий КулевКоммерческий директор ООО «Апджет Трэвел ГРУП»
О рейтинге
Основным критерием оценки компаний стали показатели выручки, основанные на данных Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. Поиск юридических лиц проводился по открытым источникам или предоставлялся самими компаниями. Число участников в 2023 году выросло до 63 компаний по сравнению с 56 годом ранее. Финансовые показатели новых участников учитывались при сравнительном расчете за 2023/2022 годы.
Для расчета динамики использовалась разница суммы показателей выручки по всем юридическим лицам за 2023/2022 годы.
Скачать файл рейтинга можно по ссылке.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Тема цифровых персонажей в маркетинге звучала экзотикой всего несколько лет назад, а сегодня стала рабочим инструментом. Статья разбирает, как бренды создают виртуальных героев, зачем им это нужно, что получается в итоге и какие сюрпризы приносит новая цифровая реальность.
Платформа лояльности MAXMA.com опубликовала результаты исследования «Тренды лояльности в ритейле 2026». В основе исследования — 30 интервью с руководителями маркетинга из fashion, HoReCa, beauty, FMCG и других индустрий. Смотрим 4 ключевых вектора и практические выводы по 11 блокам трендов, от целей бизнеса до триггеров коммуникаций.
В 2025 году привлекать клиентов стало сложнее. Отключение Google-кабинетов, запрет на рекламу в Instagram* и новые требования по маркировке вынуждают искать другие способы продвижения. Один из них ― событийный маркетинг. Он дает аудитории эмоции и опыт, которые нельзя получить в цифровых каналах. О пользе событийного маркетинга, трендах отрасли и возможных результатах расскажет Янина Баранова, руководитель отдела событийного маркетинга SL.
Неделя рекламы
Энциклопедия обмана