Уже месяц, как в России действует запрет на размещение рекламы у иноагентов. Специалистов ограничения беспокоят. Но переживают они не из-за бюджетов — на площадки-иноагенты приходилось меньше 0,5% рекламного рынка. Директор по продукту рекламно-технологической компании UMG Владилен Ситников считает, что участникам рынка стоит опасаться штрафов от Роскомнадзора: объемная доля иноагентских площадок в трафике минимальна, но и единичное размещение — повод для разбирательства. Эксперт рассказал ADPASS о сложностях фильтрации площадок-иноагентов при использовании алгоритмических закупок интернет-рекламы (programmatic).
Avito не пролезает между поправками
Депутаты фракции «Новые люди» предлагают ослабить запреты в законопроекте об ограничении участия иностранцев в классифайдах. Разработанные ими поправки выводят из-под регулирования доски электронных объявлений, в которых иностранные акционеры владеют акциями, но не имеют операционного контроля, и акции которых торгуются на Московской бирже. Инициатива «Новых людей» защитит классифайды «Яндекса», «Циан» и HeadHunter, но не поможет Avito, которым владеет нидерландская компания. В том или ином виде законопроект по-прежнему может влиять на сделку по продаже Avito, главным претендентом на покупку которого считается VK.
Законопроект о регулировании работы сервисов онлайн-объявлений в начале лета представил в Госдуму зампред Госдумы по информполитике Антон Горелкин («Единая Россия»). Его поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предлагают ограничить владение иностранцев в российских классифайдах долей в 20% и предписывают владельцам таких сервисов наладить интеграцию с единой системой идентификации и аутентификации и порталом госуслуг. Законопроект был принят в первом чтении на внеочередном заседании Госдумы 5 июля.
На заседании Центра законодательных инициатив (ЦЗИ) при уполномоченном по защите прав предпринимателей при правительстве Москвы Татьяне Минеевой в конце августа депутаты фракции «Новые люди» призвали смягчить законопроект, выяснили «Ведомости». Предложение «скорректировать применение ограничений на иностранное владение для сервисов размещения объявлений таким образом, чтобы предметом регулирования был управленческий контроль, а не финансовое владение» внесли заместитель руководителя фракции «Новые люди» Владислав Даванков, зампред комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Госдумы Олег Леонов, член комитета парламента по промышленности и торговле Владимир Плякин и член комитета Госдумы по экологии Георгий Арапов, следует из протокола заседания.
Законодатели предлагают вывести из-под действия законопроекта об ограничении иностранного владения классифайды, которые соответствуют хотя бы одному из двух критериев: если граждане России составляют большинство в совете директоров сервиса и его акции торгуются на Московской бирже, либо если компания-владелец электронной доски объявлений находится под контролем другой компании, акционером которой, в свою очередь, является «международный общественно полезный фонд». Деятельность подобных фондов регламентируется статьями закона «О международных компаниях и международных фондах». Депутаты также предлагают не распространять норму об ограничении иностранного владения на «небольшие классифайды», «аудитория которых составляет менее 10 млн пользователей в сутки».
В предложенных Антоном Горелкиным поправках говорится о пороге посещаемости в 10 млн пользователей в месяц.
Поправки, предложенные фракцией «Новые люди», в начале августа были направлены в профильный комитет Госдумы по информтехнологиям. В ближайшее время обновленную версию поправок планируется направить в аппарат комитета.
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян считает, что предложенные поправки выведут из-под регулирования классифайды «Яндекса» (вроде «Яндекс.Недвижимости»), HeadHunter и «Циан», так как российские граждане составляют большинство в их советах директоров и акции сервисов торгуются на Мосбирже. Под ограничениями останется «Авито»: классифайдом все еще владеет нидерландский конгломерат Prosus (европейское подразделение южноафриканской медиагруппы Naspers) и его акции не торгуются в России. Но аналитик замечает, что «эта компания может создать международный фонд и таким образом выполнить требования законопроекта».
Принятый в том или ином виде законопроект может повлиять на сделку по продаже Avito. 25 марта Prosus начал процесс отделения Avito от их группы OLX, куда классифайд входил с 2013 года (OLX объединяла платформы онлайн-объявлений Avito, OLX и Slando). После завершения этого операционного разделения 20 мая нидерландский конгломерат объявил о решении выйти из российского бизнеса: «Мы начали поиск подходящего покупателя для наших акций Avito». Главным претендентом на сервис онлайн-объявлений считается VK, но, по информации источников издания The Bell, Prosus «всеми силами пытается найти другого, более далекого от государства покупателя». Собеседники издания на рынке связывают законопроект Горелкина с лоббистской активностью VK.
«Довольно-таки неоднозначными» считает предложенные «Новыми людьми» поправки партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. У юриста создалось впечатление, что «они призваны защитить конкретных игроков рынка, а не усовершенствовать или изменить общее законодательство».
Татьяна Минеева, участвовавшая в заседании ЦЗИ, считает, что законопроект Горелкина в целом «создает новые административные барьеры для IT-бизнеса, являющегося для Москвы одной из наиболее важных стратегических отраслей экономики». По ее мнению, законодательная инициатива должна быть скорректирована «с целью минимизации возможного негативного влияния на IT-отрасль».
Другую угрозу для бизнеса всех сервисов объявлений представляет скандальный законопроект о едином операторе цифровой наружной рекламы и классифайдов, принятый в первом чтении 15 июля. Поправки в закон «О рекламе» депутат-единоросса Артема Кирьянова предлагают установить особый режим распространения цифровой наружной рекламы и размещения электронных объявлений физических лиц. Чтобы снизить риск передачи недостоверной информации, законопроектом предусматривается создание единого оператора, который будет контролировать всю цифровую рекламу и онлайн-объявления. Для этого единый оператор должен создать специальный сайт, и физлица смогут публиковать объявления только на нем. Фактически это лишает бизнеса все остальные классифайды.
Лучшее в блогах
Вам понравится
Американские кинопроизводители лоббируют закон об экспресс-блокировке пиратских интернет-ресурсов. Для подавления подозрительных серверов им не нужно будет вести бесконечные тяжбы, достаточно решения судьи. Обойдется и без произвола правообладателей, которые 10 лет назад хотели протащить закон, обязывающий IT-компании блокировать контент по первому требованию его владельцев. Упрощенная судебная практика применяется более чем в 40 странах мира, включая Россию. Но ее эффективность невысока из-за пиратских «зеркал».
Сегодня Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект о продлении на десять лет договоров операторам наружной рекламы. По сравнению с первым чтением в текст внесли две значимых поправки: операторов-должников лишили права на пролонгацию, а максимальный срок продления договоров ограничили декабрем 2034 года.
Виноделы находят все новые способы приобщить граждан к своей продукции. Впервые в истории американского профессионального баскетбола у NBA и WNBA появились спонсоры-виноделы – компании Kendall-Jackson Wines и La Crema. В России реклама алкоголя, включая спортивное спонсорство, серьезно ограничена, но сейчас Госдума обсуждает существенные послабления. Депутаты рассматривают поправки в закон «О рекламе», которые разрешат отечественным винодельческим хозяйствам рекламироваться ночью по всей России на электронных табло – читай в цифровой наружной рекламе.
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы