ADPASS рекомендует материал к прочтению
mave
13.04.2022, 23:22

Всё про рекламу в подкастах для рекламодателей

Про рекламу в подкастах говорят либо хорошо, либо никак. При этом пациент жив и развивается. В статье разбираем, что нужно знать для маркетологов о рекламе в подкастах.

Чем хороша реклама в подкастах?

Подкасты бывают разными и их намного меньше, чем блогеров в запрещённом ныне Instagram (признана экстремистской организацией в России). Сколько точно сказать сложно. Ещё в конце 2021 года Яндекс насчитал у себя 11,5 тысяч подкастов. Их точно больше и каждый месяц появляется 300–400 новых. Объём аудитории в подкастах назвать очень сложно, цифры и оценки разнятся в каждом исследовании. Тот же Яндекс в 2020 году методом опроса насчитал 16,2 млн человек (MAU). IAB в том же 2020 году насчитали 11 млн человек.

Нас интересует не это, а то, что аудитория в подкастах КРАЙНЕ ЛОЯЛЬНАЯ. Например так выглядит график дослушиваемости эпизода из моего подкаста Dnative в Apple подкастах.

Это подкаст-монолог записанный одним дублем без монтажа, саунд-дизайна и врезок. У профессиональных подкастов ситуация лучше. Вовлечённость слушателей и их удержание просто невероятное в сравнении с другими рекламными инструментами. Это же касается и рекламных интеграций, их практически не перематывают.

Двухминутная интеграция, которую пролистали меньше 10% слушателей в подкасте Продажные Блогеры:

Интеграции могут быть частью шоу, как в одном из моих любимых подкастов Деньги Пришли, где Альфа-Банк и «Лёша прииивет» являются неотъемлемой частью эпизодов, и лично я жду их с большой любовью. Не думаю, что их вообще проматывают.

Согласно исследованию Nielsen Podcast Sponsorship Effectiveness, аудиопреролл в подкасте оказался на 57% эффективнее аналогичного рекламного сообщения в видеопреролле с точки зрения увеличения намерения приобрести (Purchase Intent Lift) продвигаемый товар или услугу у целевой аудитории. Кроме того, из выборки 7 000 человек 62% респондентов согласились с тем, что реклама в подкастах в рамках данного исследования позволила им узнать и задуматься о приобретении новых товаров и услуг.

Если сравнивать рекламу в подкастах с обычной медийной рекламой, то по данным всё того же Nielsen в исследованииот 2018 года, реклама в подкастах работает в 4,4 раза лучше для запоминаемости бренда, чем обычная медийка. Неудивительно. Кроме того, подкасты слушает преимущественно платёжеспособная аудитория. По данным от 2020 года в США медианный доход домохозяйств регулярно слушающих подкасты 82 тысяч $ в год (для подкастов про технологии эта цифра уже почти 96 тысяч $), в то время как медианный доход по стране в том же году составлял 67 тысяч $.

Главная проблема подкастов для рекламодателей

Если я хочу купить рекламу у Insta-блогеров, то иду смотреть на количество их аудитории, активность под постами (лайки, комментарии, просмотры видео), могу использовать внешние сервисы аналитики и понять качество аудитории ещё до того, как запросил статистику у самого блогера.

Если я хочу купить рекламу в Youtube-каналах, у меня есть сторонние плагины, показывающие массу информации про ролики, объективные метрики по числу просмотров и подписчиков, а также вовлечённость по комментариям и лайкам. Объём аудитории видно сразу и без контакта с автором.

Если я хочу купить рекламу в подкастах, я страдаю.

У меня нет ни одной объективной метрики, которую я могу оценить без запроса медиакита от подкастера:

  • Количество отзывов в Apple Podcasts. Чем больше, тем лучше. У нас нет усреднённой формулы «1 отзыв приходится на 100 прослушиваний», популярность отдельных эпизодов может прыгать на порядки и понять что-то по ним вообще нельзя. Но чем больше отзывов, тем скорее всего, больше прослушиваний. Правда отзывы подкаста видны из той же страны, где они были написаны, все не отображаются.

  • Количество лайков в Яндекс.Музыке. Чем больше, тем лучше, ведь «лайк = подписка». Но, опять ничего не значит. У меня есть подкаст, где лайков почти 6 тысяч, а прослушиваний в 3 раза меньше, чем у подкаста с 2,5 тысячами лайков.

  • Чарты Apple Podcasts. Чем выше, тем лучше… Есть одно но. Опять ничего не значит. Есть категории, где топ10 это десятки тысяч прослушиваний, а есть где топ-1 это несколько тысяч. Кроме того, каким именно образом формируются чарты Apple знает только Apple, но точно не по абсолютному числу прослушиваний подкаста/эпизода.
    Важнее динамика прироста прослушиваний и оценок. Наш трейлер подкаста Продажные блогеры залетел на первую позицию общего чарта Apple и провисел там пару дней, имея в моменте 5–6 тысяч прослушиваний.

  • Есть Listennotes. Он показывает глобальную популярность подкаста на основе данных разных сервисов. Listen Score — может принимать значение от 1 до 100, в России выше 64 не видел. Global Rank — позиция подкаста из 2,8 млн доступных публично в мире.

Такие глобальные цифры значат, что для нас с вами эти значения малопригодны. Разница в числе прослушиваний на эпизод между этими подкастами примерно 10 раз.

Что остаётся? Идти в по списку интересных для меня подкастов и методично запрашивать статистику у каждого. Про АД мира подкастерской статистики расскажу дальше, но ситуация, когда мне у 20–30 подкастов нужно запросить статистику хотя бы для того, чтобы понять, есть ли смысл их вообще рассматривать для покупки рекламы, выглядит крайне затратной по человеческим ресурсам.Или можно зайти сразу в покдаст-студию, которая выпускает 5–10+ подкастов и одним письмом получить статистику по всем их подкастам. Например студия Богема, Либо Либо, Шторми другие.

Решение главной проблемы подкастов для рекламодателей

И в моменте, когда рекламодатель вдоволь настрадался, он может открыть для себя замечательный и потрясающий сервис mave ads.

Его смысл в том, что сейчас это самый большой каталог русскоязычных подкастов (в мире) с полной статистикой подкастов в режиме реального времени. 2500 подкастов разбитые по категориям с полной статистикой эпизодов, всей доступной аналитикой по аудитории, чартам Apple Подкастов и прямыми контактами подкастеров для обсуждения рекламы.

Каталог постоянно растёт (только за март прирост больше 350 активных подкастов) и включает в себя все подкасты (кроме брендовых), которые размещаются на бесплатном хостинге mave.

Это потрясающе? 100%, особенно если учитывать, что до 15 апреля доступ к mave ads можно купить всего за 1290 рублей. Или, как мы шутим сегодня, всего 10$ (ШУТКА, надеюсь).

Цифры

Смешные и не очень…

YouTube приучает нас к миллионам просмотров роликов у топовых блогеров, Instagram к миллионам подписчиков и сотням тысяч просмотров Stories. Мир подкастов вообще другой.

Надо сделать отступление. Подкасты бывают разные, но главное разделение и красная линия проходит по самому формату контента: аудио или видео. Изначально подкасты это аудио-формат контента. Youtube сделал из него отдельное направление — видео-подкасты. Не все подкастеры их принимают как «трушные подкасты», с другой стороны, это единственные подкасты в России, которые могут собрать миллион просмотров/прослушиваний.

Статистику по вовлечённости аудитории в подкастах Youtube не назову, думаю средняя по обычному видео-контенту на платформе.

Здесь и далее я рассматриваю именно аудио-подкасты, основной способ распространения которых — стриминговые сервисы, условная Яндекс.Музыка или Apple Podcasts.

Среди них уверенные 100 тысяч прослушиваний на 1 эпизод набирают единичные подкасты. 10–30–50 тысяч на эпизод десятки подкастов, а тысячу прослушиваний уже сотни. Эти цифры настолько далеки от значений в Youtube, что »как будто бы теряется всякий смысл» от интеграций в них. Так только кажется.

Потому что получить такой же качественный и вовлечённый контакт невозможно ни одним другим рекламным инструментом. Если не верите мне, вспомните, когда в последний раз просматривали интеграцию у Youtube-блогера, а не пролистывали её в пару кликов.

  • У каждого подкаста есть хостинг, где публикуются эпизоды и собирается статистика. Например лучший из возможных mave.

  • Хостинг генерирует RSS-фид, который подхватывают себе стриминговые сервисы. Именно через RSS распространяется подкаст, оттуда стриминги подтягивают к себе новые эпизоды и описание.

  • Каждое прослушивание подкаста ведёт к обращению стримингового сервиса к хостингу подкаста за эпизодом. Подкасты изначально вообще скачивались на iPod, позже метрика «downloads» стала ключевой, так как эпизод именно скачивается при обращении к хостингу.

  • Обращения к серверу хостинга позволяют собирать статистику по числу скачиваний/прослушиваний.

  • Хостинги считают статистику по разному и не всю. Мы в mave придерживаемся стандарта IAB, согласно которому получение аудио-файла размером достаточного для прослушивания 60 секунд = 1 прослушивание. Подробнее про стандарт тут.Souncloud считает прослушиванием любое нажатие на Play, поэтому длинные эпизоды, в которых возможны паузы и повторные воспроизведения обычно имеют завышенную в 1,5 — 2 раза статистику.По этому же стандарту прослушивания с Apple Watch требуется фильтровать, так как оттуда приходят дубли прослушиваний с iPhone, чего тот же Anchor или Simplecast не делают, хотя вроде бы как по IAB работают. Все подобные обращения, обращения от технических ботов и многое другое нужно фильтровать, чтобы получать корректную статистику. Например, мы в mave примерно 15% обращений к серверу не учитываем в статистике подкастов, они не являются реальными прослушиваниями.Кроме того, существуют стриминги, которые скачивают эпизоды себе на сервер и дальше раздают их самостоятельно. Среди отечественных стримингов это особенно популярно, так работает Яндекс.Музыка, ВКонтакте, СберЗвук и даже Литресс. Поэтому статистику оттуда нужно суммировать с данными хостинга.

  • Позже из-за развития стримингов появились метрики «старты, стримы, прослушивания». Единого определения «что считать прослушиванием» в принципе нет.Например, Яндекс стартом считает любое воспроизведение больше 0 секунд, а стримом прослушивание больше 120 секунд. Google Подкасты прослушиванием считают воспроизведение больше 5 секунд.

  • Часто подкастер может даже не знать о всех площадках, на которых можно слушать его подкасты. Всё из-за децентрализации и публикации RSS в открытом доступе, который стриминг может сам найти и добавить себе.

  • Новые эпизоды слушают не сразу, не в первый день и хвост прослушиваний идёт очень долгим. Не стоит рассчитывать на резкий и быстрый результат от рекламных интеграций, это же касается и сроков длительности промокодов.

Пример обычного эпизода, который за первую неделю собрал только 25% от прослушиваний, которые он получил за следующие 9 месяцев.

Реклама в подкастах и кейсы

IAB Россия выпустили отличный casebook с подборкой из нескольких десятков кейсов и эффективности размещений рекламы в подкастах. Почитайте.

Далеко не во всех кейсах есть информация о количестве лидов, оплат или даже переходов по ссылкам, но есть цифры по числу прослушиваний, охватам.

Главное, что нужно понимать про рекламу в подкастах — это долгосрочный результат интеграции. Один эпизод может легко собирать прослушивания в течении года, поэтому промокоды, как я уже говорил выше, стоит делать либо долгосрочными, либо бессрочными.

Про рекламу сервиса Ясно в подкастах есть хорошая лекция на Youtube, слушать тут. Там больше кейсов и опыта по работе.

Я и сам делал рекламу в своих подкастах. Например можно взять мой подкаст Dnative (раньше назывался rotam). Интеграция онлайн-конференции в три эпизода подряд:

Рекламные форматы

  • Пре-ролл, мид-ролл и пост-роллы. Обычная интеграция с описание продукта с разными названиями в зависимости от места размещения в подкасте. Как правило, все берут либо первую половину выпуска (сразу за вступлением), либо середину эпизода.

  • Брендовый подкаст. Сложный формат и дорогой, когда студия разрабатывает отдельный контентный проект под бренд, который доносит ключевую задачу бренда. Ещё раз: сложно, дорого. Не стал бы с него начинать, плюс это всегда долгий срок, с нуля раскачать подкаст до адекватных цифр по числу прослушиваний нереально + нужны бюджеты на промо и посев.

  • Гость в подкасте. PR-специалсты забрасывают почты популярных подкастов «а давайте наш спикер придёт к вам и расскажет то, что вы и так знаете, параллельно прорекламирует себя и компанию». Редко на такое соглашаются бесплатно, обычно начинающие подкасты. В остальных случаях нужны готовые крутые темы и материальное вознаграждение.

  • Тематический эпизод. У вас есть тема, про которую вам нужно, чтобы подкастеры сделали эпизод. Это реально. Например, мы в «Продажных блогерах» сделали 2 эпизода с вопросами и ответами Александру Круглову про ВКонтакте. Каждый из эпизодов собрал больше 15 тысяч прослушиваний с острыми вопросами от маркетологов ко ВКонтакте.

  • Брендированный сезон/подкаст. Когда рекламодатель покупает не одноразовую интеграцию, а целый сезон или брендирует весь подкаст под себя. Примеры: первый сезон Продажных Блогеров и Билайн, отличный пример от Альфа-Банка и Деньги Пришли.

Резюме

Реклама в подкастах новый инструмент для подавляющего большинства рекламодателей. Есть ещё одна проблема с рекламой в подкастах — отсутствие географический привязки. Малый бизнес, который обычно жестко привязан к одному городу/региону, с трудом сможет найти подкаст, который слушают только в нём. Пока это история для крупных брендов, которым география не так важна, сервисов с услугами, IT и online-бизнеса.

Формат новый для многих, часто непонятный, но с крайне высокой лояльностью слушателей подкастов и удержанием аудитории.

В условиях, когда половина программатиков не работает (FB Ads и Google Ads), оставшиеся не вывозят по конкуренции и объёму аудитории (аукцион в ВК работает с трудом, СРС в РСЯ улетает в космос) пора искать новые рекламные инструменты. Подкасты могут стать отличной альтернативой.

Начинать путь в подкастах, точнее в рекламе в подкастах определённо стоит с mave ads. Такого объёма данных и статистики доступных рекламодателям нет нигде вообще.

Нравится: mave