07.06.2024, 15:33

Вольные художники против ИИ. Стремительно растет число пользователей социальной платформы Cara

Социальная сеть и платформа для портфолио Cara, объединяющая художников, выступающих против использования в творчестве искусственного интеллекта (ИИ), столкнулась с невероятно быстрым ростом числа пользователей. Художники массово переходят из Instagram* в Cara. В течение одной недели число участников сообщества увеличилось в 15 раз – с 40 тысяч до 650 тысяч. Наряду с успехом появились и проблемы – счет от провайдера за перерасход трафика на $96 280. В результате будущее социальной платформы находится под сомнением.

Как появилась Cara

Сообщество Cara cоздала в 2022 году популярный американский фотохудожник Цзинна Чжан. О потенциале технологий ИИ она впервые задумалась еще раньше, восемь лет назад. Чжан – большая поклонница го (китайской логической настольной игры). В 2016 году Alpha Go, программа, созданная Google DeepMind, обыграла обладателя 9-го (высшего) дана по игре в го Ли Седоля. Впоследствии Седоль заявил в интервью, что не стал бы профессиональным игроком в го, если бы в его молодости существовала программа AlphaGo. Расстроившись из-за истории с Седолем, Чжан задумалась о том, как технологии ИИ могут повлиять на ее художественную карьеру. Так и родилась идея платформы для художников, работающих без привлечения ИИ.

В январе 2023 года вслед за сайтом Cara появилась мобильная версия платформы.

С самого начала работы над проектом Cara Чжан не брала кредитов и не привлекала сторонних инвестиций. Большую часть технических работ для платформы выполняют волонтеры. Платформа устроена как Instagram и X одновременно – художники могут загружать свои работы, а также помещать короткие сообщения в блоге.

Чем объясняется вспышка популярности Cara

22 мая компания Meta** известила европейских пользователей принадлежащих ей сетей Instagram и Facebook*, что с 26 июня начнет тренировать свою нейросеть на их публичных постах в данных соцсетях. При этом согласие пользователей не требуется, а процедура отказа от использования постов для обучения ИИ затруднена. ИИ может обучаться не только на контенте, права на которые принадлежат пользователям, но и на контенте, которым они поделились, не обладая на него авторскими правами.

Американские пользователи соцсетей Meta не получали такого сообщения, но, возможно, такая политика в США уже действует. В Европе планы Meta вызвали протесты сторонников приватности. Группа NOYB (аббревиатура выражения «не ваше дело») обратилась к властям 11 стран Евросоюза с призывом срочно принять меры по обеспечению прав европейцев на частную жизнь.

Для многих художников заявление Meta стало сигналом к уходу с Instagram. Платформа Cara оказалась идеальным местом для такого перехода. С момента ее создания Cara позиционировалась как место, куда ИИ вход воспрещен.

Официальная политика компании в этом вопросе выглядит так: «Мы не согласны с инструментами генеративного ИИ в их нынешней неэтичной форме и не будем размещать портфолио, созданные с помощью ИИ, пока огромные проблемы этики и конфиденциальности данных, связанных с наборами данных, не будут решены посредством регулирования.

В случае принятия законодательства, обеспечивающего гарантированную защиту художников, мы считаем, что контент, созданный искусственным интеллектом, всегда должен иметь четкую маркировку, поскольку общественность всегда должна иметь возможность с легкостью находить произведения искусства и медиа, созданные человеком».

Специальный ИИ-детектор не допускает на платформу Cara работы, созданные с использованием ИИ.

Для защиты прав художников от ИИ Cara сотрудничает с проектом Glaze Чикагского университета. Автор художественной работы в цифровой форме может «заглазировать» ее (glaze – глазировать), добавив с помощью бесплатного приложения Glaze дополнительный слой, который мешает ИИ копировать стиль художника.

Цзинна Чжан лично неоднократно сталкивалась с тем, что ИИ использует ее работы. Вместе с еще тремя художниками Цзинна Чжан судится с Google, обвиняя компанию в использовании своих работ для обучения Imagen (модели искусственного интеллекта, создающей фотореалистичные изображения на основе текстового описания). Она также является участницей подобных судебных исков, касающихся нейросетей Stability AI, Midjourney, DeviantArt and Runway AI. «Невозможно описать словами, насколько это обесчеловечивающе – видеть мое имя, использованное более 20 000 раз в MidJourney. Работа моей жизни и я сама – все это сведено к бессмысленной папке для однорукого бандита с коммерческими картинками» – писала она в Instagram.

На следующей неделе после сообщения Meta об использовании контента пользователей для обучения ИИ число художников, решивших присоединиться к Cara, стало быстро расти. За неделю оно увеличилось с 40 тысяч до 650 тысяч. По данным Similarweb, мобильное приложение Cara для iPhone в настоящее время занимает пятое место по популярности в категории «Социальные сети» в американском AppStore. В Play Store число загрузок версии для Android достигло 100 тыс.

Будущее Cara туманно

5 июня Цзинна Чжан среди тысяч электронных писем в своем почтовом ящике обнаружила мейл от компании Vercel, предоставляющей хостинг сайту Cara. В нем сообщалось об использовании 24 166% месячной квоты дискового пространства и необходимости оплатить в связи с этим $96 280. Для команды Cara это был шок. Хотя вице-президент Vercel Ли Робинсон пообещал Цзинне Чжан в Х обеспечить дальнейшую бесперебойную работу сайта, неясно, как будет решаться данная проблема.

Об успехе и проблеме соцсети Cara написали сайт Techcrunch и газета Washington Post. После публикаций в СМИ трафик на сайт Cara вырос – как реальный, так и DDOS-атаки. Владельцам сайта приходилось на время отключать Glaze, приостанавливать прием новых желающих. В своем микроблоге в Cara Чжан сообщила, что у нее были планы монетизации, но она не ожидала подобных масштабов роста (числа пользователей и счета за услуги веб-хостера). В интервью Techcrunch она заявила, что не хочет привлекать венчурное финансирование, так как не хочет отчитываться перед сторонними инвесторами, а найти бизнес-ангела, решившего отстаивать интересы художников перед лицом могущественных компаний, разрабатывающих технологии ИИ, будет непросто.

Фотограф Цзинна Чжан родилась в 1988 году в Пекине. В 8-летнем возрасте она вместе с мамой переехала в Сингапур, где выросла и получила образование. В Сингапуре Чжан занималась стрельбой из пневматической винтовки, входила в состав сборной страны по этому виду спорта. Из Сингапура Чжан переехала в США. До того, как стать профессиональным фотографом моды, она сменила несколько занятий – в 2011-2013 годах была единственной в США женщиной-владельцем киберспортивной команды в StarCraft 2; работала художником-концептуалистом и иллюстратором, в числе ее заказчиков были студии LucasArts, Amazon Publishing и Sony Online Entertainment; занималась дизайном одежды. Чжан закончила Стэнфордскую программу инноваций и предпринимательства Ignite. Фотоработы Чжан публиковали в журналах Vogue и Elle, она выполняла заказы компаний Mercedes-Benz, Montblanc, Lancome, Wacom, Canon. Художественные фото Чжан выставлялись в галереях по всему миру.

Авторы:
Алексей Скворцов
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
13.09.2024
Редакция ADPASS
10.09.2024
Редакция ADPASS
26.08.2024
Редакция ADPASS
22.08.2024