09.04.2024, 18:24

В главных роликах – Минтруда и Росмолодежь: готовятся новые серии антимошеннических блокбастеров

Минтруда и Росмолодежь поборются с телефонными и интернет-мошенниками. Начнут со съемок просветительских роликов, адресованных их любимым жертвам – пожилым и несовершеннолетним гражданам. Необходимость производства этого контента вызвана ростом киберпреступлений. Эксперты такой метод борьбы с цифровым криминалом считают эффективным и советуют авторам сосредоточиться на деталях: паролях, двухфакторной авторизации и прочем интернет-ликбезе.

Россияне все чаще становятся целью телефонных и интернет- мошенников

По данным МВД, в 2023 году доля преступлений с использованием информационных технологий составила 34,8% (+8,3% год к году) от общего числа преступлений.

Согласно февральскому опросу ВЦИОМ, 67% россиян за последние полгода-год получали звонки от телефонных мошенников (+4% год к году), а 17% — СМС-сообщения (-3%).

Вопрос ВЦИОМ: скажите, в последние полгода-год вам лично звонили или поступали СМС-сообщения от телефонных мошенников?

По данным Центрального банка РФ, в 2023 году кибермошенники похитили у россиян 15,8 млрд рублей. Злоумышленникам удалось совершить 1,17 млн успешных операций без согласия клиентов, что на 33% больше, чем в 2022 году. Хотя в ЦБ не уточняют, какими именно методами пользовались преступники, можно предположить, что часть из этой суммы утекла со счетов россиян через фишинговые сайты.

Телефонные звонки и SMS-сообщения от киберпреступников получают как пожилые, так и молодые граждане. При этом, согласно данным ВЦИОМ, мошенники предпочитают звонить людям в возрасте от 45 до 59 лет и старше 60 лет (71% и 65%, соответственно). SMS преступники отправляют молодежи, по все видимости ориентируясь на ее привычку к текстовым сообщениям в мессенджерах. 25% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет получали подозрительные эсэмэски. Для сравнения, лишь к 12% людей из старшей возрастной группы (60+) на телефон приходили сообщения от мошенников.

Раньше помимо Минтруда социальной антикриминальной рекламой занимались Минцифры, МВД и VK. Появление в этом списке Росмолодежи можно объяснить ростом внимания к молодому поколению со стороны мошенников. Наверняка в отличие от старых видео в новых роликах художественные и смысловые акценты будут смещены в сторону подрастающего поколения.

Два типа сценариев и украинский след

Корреспондент ADPASS посмотрел образцы раннего гостворчества на тему телефонного и интернет-мошенничества. Их сюжеты развиваются по двум сценариям. Но начинаются одинаково – со звонка злоумышленника потенциальной жертве. Преступник представляется сотрудником банка или МВД и пробует уговорить собеседника сообщить данные банковской карты. Финал клипов зависит от сообразительности жертвы: доверчивая – передает преступнику необходимую информацию, а «предупрежденная – значит вооруженная» – отказывает злодею, порой с издевкой.

Авторы антикриминальных роликов не обошли вниманием Украину, откуда, по данным зампредседателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова, совершается 95% мошеннических звонков. Выступая на форуме «Кибербезопасность в финансах», прошедшем в феврале 2023 года в Екатеринбурге, зампред назвал город Днепр «столицей телефонного мошенничества». «На пике в Днепре было более 1100 call-центров, сейчас работают около 150, всего на Украине мы фиксируем около 800–900 call-центров по всей территории», — сказал Кузнецов.

«В роликах нужно формировать понимание типового поведения мошенника»

Новость о старте очередной антикриминальной кампании газете «Ведомости» прокомментировал генеральный директор Datananny Иван Линдбер. По его словам, идея создания такого контента не нова. Уже есть профильные подразделения и некоммерческие организации, которые регулярно выпускают видеоматериалы и анимацию на тему противодействия мошенничеству, в том числе в интернете, рассказал эксперт. Он уверен, что такой контент — сильный инструмент, а в подтверждение вспомнил антинаркотические ролики 1990-х: «20 лет назад везде говорили про вред наркотиков, и сегодня это явный красный флаг в массовом сознании».

«В роликах нужно формировать понимание типового поведения мошенника», – считает директор центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» Руслан Пермяков. По его мнению, в просветительских клипах должны освещаться вопросы осторожного обращения с электронными письмами и сообщениями в мессенджерах, базовых принципов защиты личной информации, выбора надежного пароля или способов применения двухфакторной аутентификации.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
24.10.2024
Роскомнадзор предлагает отказаться от избыточного сбора персональных данных

Очень часто в форме оплаты в интернете или в анкете банка можно найти графы, которые нужно заполнить, но которые абсолютно не относятся к предмету сделки или соглашения. Организации собирают персональные данные граждан «на всякий случай» и часто не могут обеспечить их сохранность. Роскомнадзор решил изменить практику излишнего сбора персональных данных и предложил создать стандарты их обработки, согласно которым организации смогут собирать только те данные, которые необходимы для решения конкретных задач. Мнения экспертов по поводу инициативы Роскомнадзора разделились. Юристам идея службы понравилась, так как концептуально совпадает с европейскими нормами. Бизнесмены же считают, что в случае принятия стандартов они затормозят рост компаний и развитие новых сервисов.

Редакция ADPASS
17.10.2024
Редакция ADPASS
14.10.2024
Редакция ADPASS
09.10.2024