Типология Майерс-Бриггс: имеет ли смысл использовать в создании личного бренда?
Для разработки личного бренда используется очень много инструментов. Особенно на начальной стадии, когда нужно понять что из себя представляет эксперт, чей личный бренд создается, как человек. В чем его сильные и слабые стороны.
Мы уже рассказывали об архетипах Кэрол Пирсон в качестве платформы для построения образа личного бренда. Сегодня мы поговорим об MBTI.
Что такое MBTI?
Типология Майерс-Бриггс была разработана в середине прошлого века Кэтрин Бриггс и ее дочерью Изабель Бриггс-Майерс. Она основана на более ранней типологии Карла Юнга и представляет собой систему типов, предназначенную для классификации разнообразия человеческих личностей. Что по замыслу авторов должно облегчить и понимание друг друга в общении, и выбор профессиональной деятельности, и подбор персонала в компании.
MBTI основан на четырех основных полюсах, каждое из которых имеет два противоположных полюса:
-
Экстраверсия/интроверсия (E/I): то есть направленность фокуса внимания и деятельности человека — на внешний мир (экстраверсия) или на внутренний мир (интроверсия);
-
Обработка информации (S/N): то есть способ восприятия информации — через конкретные факты и детали (сенсорика) или через интерпретацию и возможные варианты (интуиция);
-
Принятие решений (T/F): то есть стиль принятия решений — основываясь на логике и объективных критериях (разум) или на основе личных ценностей и сочувствия (чувства);
-
Стиль жизни (J/P): то есть предпочтения в организации своей жизни — структурированность и планомерность (сознание) или гибкость и открытость для нового (восприятие).
Сочетаясь друг с другом, эти полюса в итоге дают 16 психотипов. Каждый из которых обозначается аббревиатурой — например, INTP (интровертный, чувствующий, думающий, воспринимающий) — и названием — например, INPT — Ученый.
Узнать свой тип очень просто — достаточно пройти тест. Психолог для этого не нужен. Тест переведен на многие языки мира и есть в открытом доступе онлайн.
Зачем это нужно?
В научной психологии и практической психиатрии MBTI непопулярен. Потому что он не обладает обладает достаточной эмпирической обоснованностью и достоверностью, а его результаты слишком упрощают всю многогранность человеческой личности, которая, к тому же, может меняться в процессе приобретения жизненного опыта, в результате психологических травм и серьезных заболеваний.
Однако в бизнесе MBTI широко используется, поскольку позволяет:
-
в карьерном консультировании — определить ряд подходящих профессий и сфер, соответствующих тому или иному типу личности;
-
в образовательном процессе — чтобы определить стиль восприятия информации и адаптировать методы обучения под потребности различных типов учащихся;
-
в тимбилдинге — чтобы формировать эффективные команды и дать возможность менеджерам выбрать правильный стиль управления, мотивации и коммуникации со своими подчиненными;
-
в коучинге — чтобы помочь людям лучше понять свой личный стиль межличностных отношений или то, как это делают другие люди, для достижения желаемых целей.
Словом, MBTI — довольно интересный инструмент, который может дать ценную информацию в очень емком и конкретном виде. Что, в свою очередь, сильно облегчает решение определенных задач.
Но может ли он использоваться в разработке личного бренда?
Личный бренд должен не только отражать экспертность своего владельца, но и его индивидуальность, уникальность и оригинальность как человека.
MBTI действительно может помочь быстро и лаконично выделить его сильные стороны и уникальные черты личности, что сэкономит кучу времени. Которое могло бы быть потрачено на глубинное интервью и анкетирование. А еще энную сумму денег — на зарплату тому специалисту, что проводит тестирование, и на материалы для тестирования.
Он подскажет, например:
-
Если эксперт — экстраверт (E), то есть смысл при разработке личного бренда сделать акцент на его развитых навыках общения и умении легко находить общий язык с разными людьми. Экстраверты также могут могут использовать свою открытость и легкость в общении для продвижения своего личного бренда через нетворкинг и выступления на конференциях.
-
Если эксперт — интроверт (I), то в этом случае стоит поставить во главу угла способность к максимальной концентрации на своем деле и привычку к тщательному анализу. Интроверты обычно предпочитают более малочисленные, но более глубокие отношения, что можно использовать для поиска бизнес-партнеров и инвесторов.
Кроме того, личный бренд, как и личность человека, — не статичная конструкция. MBTI может быть полезен для «проверки средней температуры по больнице» в разные отрезки времени, чтобы убедиться, что личный бренд по-прежнему соответствует эксперту. Это позволит своевременно и грамотно адаптировать личный бренд ко всем переменам — как в самом эксперте, так и в его целях.
Но все-таки MBTI — это подспорье, а не основной метод создания личного бренда, поэтому для получения именно того результата, который вам нужен, стоит обратиться к профессионалам.
Если вы готовы заняться своим личным брендом — маркетинговое агентство «Соломка» с радостью поможет вам на всех этапах разработки и продвижения личного бренда.