Суши Tesla. Автопром больше не собирается переходить на электричество
Пару лет назад казалось, что электрокары становятся доминирующей ветвью развития автопрома. Производители, включая Mercedes, наперебой рапортовали о скором прекращении выпуска машин с двигателем внутреннего сгорания. Но потребители, как выясняется, были не готовы разделить энтузиазм отрасли – «электрички» остаются нишевым продуктом. Теперь Ford убеждает в рекламе, что тип двигателя – не главное, Toyota отводит авто на батарейках максимум треть рынка, а Tesla столкнулась с падением продаж и десятки тысяч ее машин оказались лишними.
Ford дал заднюю
Ford одним из первых уверенно связал свое будущее с электромобилями. Анонсировались планы масштабирования и переоснащения производства под электрическую линейку. Но темпы зеленой революции на авторынке, несмотря на агрессивный маркетинг, неожиданно замедлились — далеко не все потребители захотели отказаться от старого доброго ДВС.
Эта ситуация нашла отражение в последней рекламной кампании Ford «Свобода выбора». Четвертый по выручке за 2023 год автопроизводитель в мире изменил стратегию и теперь подчеркивает: тип используемой энергии — не главное в машине, у бренда найдется подходящее решение для каждого, вне зависимости от его взглядов на причины и риски глобального потепления.
В ролике «Стартовая линия», дебютировавшем на выходных, модели Ford с разными силовыми установками — бензиновой, электрической, гибридной — демонстрируются в различных сценариях, чтобы показать разнообразие предлагаемого автопроизводителем выбора.
Текст за кадром читает актер Брайан Крэнстон, известный по главной роли в криминальном сериале «Во все тяжкие»: «Вы не ограничены одним источником энергии, когда стартуете с линии Ford. Ведь то, как вы выберете использовать энергию, важнее того, откуда она берется. Бензин, гибрид, электричество — энергия ваша».
Тем временем выбор моделей — по крайней мере, чисто электрических — у потенциальных клиентов Ford не растет, а уменьшается. Компания отложила ряд крупных инвестиций в развитие производства электрокаров, а чисто электрическая версия пикапа North American Ford Explorer EV и второе поколение Ford F-150 EV не выйдут в намеченные ранее сроки. В то же время Ford экспериментирует с разработкой небольших и недорогих электрокаров и сделал ставку на гибриды. В компании планируют, что к 2030 году гибридная версия будет у каждой модели в линейке.
Автореволюция откладывается
Не готовы опрометью бежать навстречу электрическому будущему и в Toyota, занимающей вторую строчку по выручке в глобальном рейтинге автопроизводителей. В продажах японской компании на чисто электрические машины приходится в штуках менее 1%. Председатель совета директоров Акио Тойода в этом году сделал смелый прогноз: таким двигателям никогда не занять более 30% рынка. Остальные 70% поделят между собой двигатели внутреннего сгорания, гибридные установки и электродвигатели на топливных ячейках.
По словам Акио Тойода, производитель планирует масштабный проект разработки нового бензинового двигателя. Он уверен, что потребность в таких двигателях сохранится еще долгие годы, и пожаловался на банки, уже сейчас отказывающие в кредитах поставщикам комплектующих для ДВС Toyota.
Банки эти, очевидно, еще не избавились от эйфории по поводу перспектив электромобилей. В последние несколько лет большинство ведущих европейских автопроизводителей не только заявили о планах полностью отказаться от ДВС, но и связали себя обещаниями сделать это к конкретным датам.
Так, Volkswagen заявил о цели выпускать в Европе только электрокары к 2033 году, такое же обещание дали представители Stellantis и Mercedes, но успеть собираются уже к 2030 году. Даже принадлежащий Toyota бренд Lexus не смог остаться в стороне и назвал 2035 год датой отказа от машин с ДВС в Европе. Только в BMW пока осторожничают и конкретных обещаний не дают.
Китай обходит Маска
Но вера в скорое всеобщее электрическое счастье слабеет, в первую очередь из-за очевидных проблем со спросом, ударивших сильнее всего по лидеру отрасли. Вышедший в начале апреля квартальный отчет Tesla многие аналитики назвали катастрофическим. От компании Илона Маска, несмотря на уже очевидные проблемы, ждали по крайней мере роста продаж год к году. Оказалось, они упали на 8,5%, а заводы компании произвели за квартал на 46 561 автомобиль больше, чем ей удалось продать. Акции падают: к настоящему моменту рыночная капитализация Tesla уже на треть меньше, чем была 1 января.
Предполагалось, что Tesla вот-вот должна сделать следующий шаг к завоеванию рынка, выпустив недорогую «народную модель». Собственно, такое обещание Илон Маск дал еще в 2006 году, описывая, как хотел бы развивать своего производителя электромобилей. В проспекте Tesla тогда говорилось, что люксовые машины — лишь способ отработать технологии и собрать денег на выпуск массового семейного электрокара. И даже в январе 2024 года Илон Маск кормил инвесторов планами начать выпуск такой модели во второй половине 2025 года на заводе в Техасе.
Но, как узнало в апреле агентство Reuters, на этом плане поставлен крест, а на создававшейся в рамках проекта платформе будут строить экспериментальные такси без водителя. Илон Маск решил, что такая машина перспективнее для бизнеса компании, пусть она и не станет массовой. Ожидалось, что условная Model 2 будет стоить в США около $25 тыс., в то время как Model 3 (самый доступный электрокар Маска на сегодня) стоит $39 тыс. Илон Маск утверждения Reuters назвал ложью, не указав, впрочем, на конкретные несоответствия изложенного фактам.
В то время как Tesla сократила продажи в I квартале по сравнению с 2023-м на 8,5%, ее главный конкурент, китайская BYD, отчиталась о росте на 13%. У нее, в отличие от компании Маска, не возникло трудностей с созданием недорогого электрокара: субкомпактный хэтчбек Seagull с запасом хода до 400 км стоит в пересчете на доллары меньше $10 тыс. BYD собирается поставлять эти машины и на экспорт, причем по цене вдвое выше. В последнем квартале 2023 года компания впервые продала больше электрокаров, чем Tesla, став мировым лидером, несмотря на то, что рынок США для нее закрыт.
Apple свой проект умного электромобиля закрыла, потратив впустую миллиарды, а вот ее китайский конкурент Xiaomi аналогичную затею довел до конца, выпустив в марте свой ответ Tesla Model 3 — спортивный седан E-класса SU7 по цене от $30 тыс. И своего автозавода Xiaomi не строила, машину делают на производстве компании BAIC в Пекине.
Аналитики не сомневаются, что долгосрочные перспективы у рынка электромобилей есть. Но прогнозы динамики его развития становятся не такими оптимистичными, как пару лет назад. Энтузиасты «электричества», имевшие для этого финансовые возможности, свои машины уже купили, но основная масса потребителей пока не готова менять свои привычки. Не хотят они и переплачивать за экологичные авто, особенно в условиях, когда на фоне роста ставки ФРС больше становятся и ежемесячные выплаты по автокредитам.
Лучшее в блогах
ПОДПИСКА
ВАШ ЗАПРОС ДОСТАВЛЕН
О блогах ADPASS: правила, рекомендации, ответы на вопросы