Страйк и контра: российский поклонник киберспорта, основные признаки и характеристики
Среднестатистический российский киберболельщик — это небогатый холостой молодой мужчина без детей, живущий в центральной части России. Он любит киберспортивный контент: два-три раза в неделю смотрит трансляции или записи игровых стримов на YouTube, Twitch или в «VK Видео», а также читает новости из мира игр. Любимые игры — экшн, вроде Counter Strike, Dota 2 или «Мира танков». Он и сам не прочь в них сыграть, но в большинстве случаев играет во что-то на смартфоне, где нет игр из большого киберспорта. Коротая время за мобильной игрой, он донатит, покупая пиксели своему персонажу или ускоряет его прокачку, на что тратит деньги из и так небольшого бюджета своей семьи. Такой портрет киберспорт-потребителя вырисовывается из «Исследования аудитории киберспорта в России», проведенного аналитическим центром АКАР/АРИР/РАМУ/ГИПП.
Photo by Ugur Akdemir on Unsplash
Как проводилось исследование
«Исследование аудитории киберспорта в России» в форме онлайн-анкетирования проходило в три этапа. В ходе первого аналитики определили долю населения, интересующуюся киберспортом и составили ее социально-демографический портрет., Они опросили 3000 респондентов по всей России. Затем на основании результатов первой части исследования была сделана новая выборка, в которую вошли люди, потребляющие игровой контент наиболее активно — не менее трех раз в месяц. В эту группу попали 890 человек. На втором этапе исследователи спрашивали их о потребностях и увлечениях, а на третьем — о медиапредпочтениях и основных каналах получения киберспортивного контента.Исследование проводилось под эгидой Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР), Российской ассоциации маркетинговых услуг (РАМУ) и Гильдии издателей периодической печати (ГИПП).
Какой он, российский поклонник киберспорта
Согласно исследованию, киберспортом интересуется чуть меньше трети (28,9%) россиян. Ожидаемо, мужчины увлекаются киберспортом больше, чем женщины (соотношение составляет 61,9% к 38,1% респондентов). Самый большой интерес киберспорт вызывает у россиян в возрасте от 16 до 34 лет — 75,03% респондентов. При этом пик интереса приходится на людей постарше — в возрасте от 25 до 34 лет (39,69% участников исследования). Минимальный интерес данная спортивная дисциплина вызывает у людей старше 55 лет (2,74%).
Увлечение киберспортом требует внимания, сосредоточенности, но при этом обходится недорого: большинство киберболельщиков (41,6%) имеют среднемесячный доход от 20 до 50 тыс. рублей в месяц, 61,4%, не состоят в формальном браке, 55,5% не имеют детей. Компьютерными соревнованиями больше всего интересуются в Центральном федеральном округе, где проживают 26,6% игроков и болельщиков, принявших участие в опросе, а меньше всего — в Дальневосточном федеральном округе (3,7%).
Руководитель исследовательского центра АКАР/АРИР/РАМУ/ГИПП Николай Васильев назвал проведенное исследование уникальным. По его словам, сегодня в России мало информации о киберспорте, об участниках, командах, игроках, отсутствуют базовые цифры об увлекающихся киберспортом. «Те исследования, которые проводились, или устарели, или имеют узкую специализацию и не отражают текущую ситуацию на рынке», — отметил он.
Какие игры интересны российским киберболельщикам
Самая популярная киберспортивная игра у участников исследования — многопользовательская арена Dota 2. В нее играют 36,85% респондентов, а трансляции смотрят 48,8%, на втором месте шутер Counter Strike 2 — 29,9% и 36,1% соответственно. На третьем — танковый симулятор «Мир танков» (24,3% и 35,3%). На другом конце рейтинга также расположились шутеры разного стиля Rainbow Six Siege, Overwatch 2 и Valorant.
Самый популярный формат потребления киберспортивного контента — прямые трансляции. Посмотреть за играми онлайн любят 52,6% респондентов. Читают новости и статьи на тему киберспорта 31,1% участников исследования, а анализ и разбор матчей нравится 30,3% опрошенных. Наименее популярный формат у киберболельщиков — подкасты: действительно, слушать трансляцию матча по Dote 2 сложновато.
Для просмотра киберспортивных событий 42,8% респондентов предпочитают видеопортал YouTube. Второй по популярности источник контента — сервис «VK Видео» (28,6% участников опроса). Третий — платформа для игровых трансляций Twitch (18.6%). Интересно, что специализирующийся на играх проект «VK Play Live» занял лишь четвертое место (10,4%).
Основной игровой платформой для участников опроса стали смартфоны: 40,5% играют на них ежедневно, а 26% — два-три раза в неделю. Любопытно, что чем реже играют респонденты, тем чаще они используют для развлечения компьютеры или консоль. Исследователи не объясняют, почему так происходит, но можно с большой долей уверенности предположить, что популярность мобильных игр связана с низким ценовым порогом входа.
Что касается жанровых предпочтений, то 53% что больше всего внимания уделяют шутерам, 44% — стратегиям, 36% — гонкам, 33% — симуляторам, а 28,7% — головоломкам. При этом четыре из топ-5 видеоигр, в которые респонденты играли за последний месяц, — это шутеры и другие стрелялки, а одна — футбольный симулятор (FIFA).
Подавляющее большинство участников опроса (78%) совершают покупки в играх. Самый популярный диапазон трат — 1–5 тыс. рублей (33,8% респондентов) и до 1 тыс. рублей (21,5%). О том, что они не тратят в играх ни копейки заявили 17,1% участников исследования. 4,2% опрошенных предпочли не отвечать на вопрос о своих игровых тратах.
Интересно, что самый большой сегмент совершающих покупки в играх (41,6% респондентов) имеют ежемесячный доход на одного члена семьи от 20 до 50 тыс. рублей. Те, кто тратят в играх до 1 тыс. рублей (17,9%) в месяц, имеют доход на каждого члена семьи меньше 20 тыс. рублей.
Большинство любителей компьютерных игр смотрят связанный с ними контент 2–3 раза в неделю. При этом предпочтения по типу контента практически равны: 34% респондентов привлекают стримы, а по 33% — видеоигровой контент и новости.
Любимым источником для просмотра реплеев (ранее записанных игр) 40,7% респондентов назвали YouTube, 24,3% — «VK Видео». На третьем месте неожиданно оказался мессенджер Telegram (22,2% участников опроса), а на четвертом — Rutube (12,7%).
Что касается стриминга игр, то лидером предпочтений участников исследования с 39,1% голосов стал YouTube, на втором месте «VK Видео» (25%0, а на третьем — главный мировой игровой стриминговый сервис Twitch (19,4%).
Неудивительно, что топ самых популярных игр для просмотра полностью совпадает с предпочтениями игроков-респондентов. Это Dota 2, Counter Strike 2 и «Мир танков».
Данные Mediascope
Предыдущее крупное исследование, посвященное отношению россиян к киберспорту, провела в августе 2022 года исследовательская компания Mediascope. По ее данным, киберспортом на тот период так или иначе интересовались порядка 10% россиян в возрасте 12–64 лет. Из них 5% просто наблюдали за ним, но не делали ставки, 4% — делали ставки на киберспорт, а 2% — участвовали в киберспортивных турнирах. Среди интересующихся киберспортом подавляющая часть — мужчины (74%), преимущественно молодые.
В исследовании отмечалось, что практически все, кто интересуется киберспортом, регулярно играют в игры сами. При этом в основном это игры для настольных компьютеров (68% респондентов) и консолей (32%).
Самым популярным стриминговым сервисом в 2022 году у россиян был не заблокированный тогда еще Twitch. По данным Mediascope, в июле 2022 аудитория платформы составила 5,6 млн человек в возрасте 12–64 лет. Второе место участники исследование отдали китайской Trovo, третье — принадлежащий телекомоператору МТС сервис Wasd.tv (сейчас входит в состав платформы Nuum).
Согласно данным Mediascope, самой популярной игрой на стриминговой платформе Twitch были Counter Strike и Dota 2, а на Trovo — World of Tanks и League of Legends.
Киберспорт в США
Киберспорт в США продолжает расти и развиваться, и вот некоторые ключевые статистические данные и тенденции:
1. Рост аудитории: По состоянию на 2023 год, аудитория киберспорта в США составляет более 30 млн человек, включая как активных зрителей, так и тех, кто время от времени интересуется киберспортом. (Statista)
2. Финансовые показатели: Ожидается, что доходы от киберспорта в США достигнут более $1 млрд в 2024 году, включая доходы от спонсорства, рекламы, продаж билетов и мерчендайза.(Newzoo)
3. Популярные игры: Наиболее популярные игры в киберспорте в США включают League of Legends, Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive, Fortnite и Valorant.(ESPN esport news)
4. Турниры и события: В США проводятся множество крупных киберспортивных турниров, таких как League of Legends Championship Series (LCS) и The International по Dota 2, которые привлекают большое количество зрителей и участников.
5. Профессиональные команды: В США существует множество профессиональных киберспортивных команд, таких как Team Liquid, Cloud9 и TSM, которые участвуют в различных лигах и турнирах.