09.06.2025, 17:49

Средства поисковой информации: 80% ИИ-ответов в поиске не имеют ссылки на первоисточник новости

ИИ-ответы поисковых систем (AIO, AI Overview) полностью меняют практику поиска новостей в интернете. Вместо того, чтобы отправлять пользователей на сайты, они суммируют информацию непосредственно на первой странице поисковой выдачи SERP (search engine results page). Эта трансформация поднимает вопрос о видимости источников новостей (сайтов новостных агентств, газет и других СМИ) и о том, насколько они влиятельны в новой итерации поиска. Сегодня, если спросить Google о новостях, то почти в 80% ИИ-ответов не будет иметь ссылки на первоисточник, а если такая ссылки появится, то более трети из них будет вести на три новостных ресурса: BBC, The New York Times и CNN, выяснила компания SE Ranking, проанализировав 75 тысяч AIO.

Как Google AIO формирует и интерпретируют данные из новостных источников

Как часто AIO ссылаются на источники новостей

Исследование показало, что из 75 550 проанализированных ответов AIO лишь 15 750 включали хотя бы один крупный новостной источник, из списка, предварительно подготовленного аналитиками. Это составляет 20,85% всех ответов. Проще говоря, только один из пяти ИИ-ответов содержал ссылку на источник новостей.

При этом в 6336 AIO содержались ссылки более чем на одно СМИ, что составляет 8,4% от всех ответов. Казалось бы, это немного, но если сравнить эту цифру с общим числом ответов со ссылками на СМИ, то получается что около 40% AIO содержат ссылки на несколько источников.

Какие новостные СМИ наиболее популярны в Google AIO

Согласно исследованию, в ИИ-ответах Goolge новостные СМИ значительно уступают другим информационным ресурсам, таким как Google (230 857 упоминаний), Wikipedia (27 454 упоминания) и YouTube (16 070 упоминаний). Ни один новостной сайт не входит в десятку наиболее часто цитируемых ИИ доменов, несмотря на то, что все ключевые слова в запросах исследователей относились к значимым темам.

При анализе только новостных каналов в ИИ-ответах Google обнаружилась четкая иерархия источников. Топ-10 новостных доменов приведен в таблице ниже.

Лидером среди СМИ стало британское информационное агентство ВВС (11,37% всех упоминаний), на втором месте оказалась The New York Times (10,3%), на третьем — сайт новостного телеканала CNN. В совокупности на 10 ведущих изданий приходится 78,72% всех цитирований. Это подчеркивает сильную концентрацию ИИ-поиска Google на небольшой группе медиабрендов.

Если рассмотреть ситуацию с представлением более широкого списка из тридцати новостных ресурсов, представленных в ИИ-сниппетах Google, то 48% ссылок на первоисточник приходится лишь на 5 из них, а остальные 25, хотя и имеют суммарно большую долю (52%), но делят ее на всех.

При этом аналитики SE Ranking обратили внимание на то, что между 10 ведущими новостными агентствами и 10 ведущими общими информационными ресурсами существует огромный разрыв: даже самый цитируемый источник новостей, BBC, упоминается в AIO в 74 раза реже, чем Google, и в 9 раз реже, чем Wikipedia.

Как распределяются источники СМИ по текстовым и ссылочным упоминаниям в AIO

Авторы исследования разделили ссылки на источники новостей на две категории. Первая — это ссылка непосредственно в тексте ИИ-ответа Google (в блоке ссылок). Вторая — ссылка на источник в правой части страницы поисковой выдачи (в боковой панели).

Согласно собранной статистике, 91,35% упоминаний появляются в блоке ссылок, и только 8,65% включены непосредственно в текст AIO.

Как Google AIO формирует и интерпретируют данные из новостных источников

ИИ-ответы Google на новостные запросы создаются по двум шаблонам. Первый шаблон предполагает дословное цитирование первоисточника, второй — модифицированное (пересказ с небольшими изменениями).

В ходе исследования выяснилось, что большинство AIO содержали дублирующиеся сегменты, либо дословно, либо с небольшими изменениями. 87% из ответов были отнесены к шаблону модифицированного копирования, а 13% дословно повторяли содержание первоисточника.

Авторы:
Артемий Шохор
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Редакция ADPASS
14 часов назад
Редакция ADPASS
19.11.2025
Редакция ADPASS
18.11.2025