19.03.2025, 12:47

Обыски в индийских GroupM, Publicis, Dentsu и Interpublic: агентства обвиняют в завышении цен на рекламу

Индийское антимонопольное ведомство вместе с силовыми структурами провело обыски в офисах местных представительств крупнейших мировых рекламных групп, включая GroupM, Publicis, Dentsu и Interpublic, а также в отраслевой ассоциации телевещателей. Их подозревают в рекламном сговоре. Если организованное завышение цен медийщиками и вещателями будет доказано, их ждут штрафы в размере тройной годовой прибыли или 10% от годового оборота.

Фото: Reuters

Сотрудники Комиссии по конкуренции Индии (Competition Commission of India) обыскали около 10 офисов, а также возбудили дела против местных агентств и Индийского фонда радиовещания и цифровых технологий (IBDF). Агентства, по данным комиссии, договаривались с вещателями о продаже клиентам рекламы по завышенным расценкам и скидках для агентств, которые не будут видеть рекламодатели. Рейды подтвердили пять источников Reuters на рынке. Они проводились в трех городах — в Мумбаи, Нью-Дели и Гуруграме.

Перестройка индийского медиарынка открывает дорогу мошенническим схемам

Инсайдеры заявляют, что закулисные переговоры связаны с изменением медиаландшафта в Индии после слияния двух крупных медиакомпаний. В феврале 2024 года индийская Reliance Industries и американская Walt Disney объявили о слиянии своих телевизионных и стриминговых активов. В результате объединения на рынке появился игрок с оценкой по выручке в $8,5 млрд и 40-процентной долей рынка рекламы в сегменте ТВ и стриминга.

Disney в Индии контролировал компанию Star India (принадлежит 21st Century Fox). Проблемы у актива начались в 2022 году, когда Star India потеряла права на трансляцию одного из самых популярных турниров — индийской премьер-лиги по крикету. Права отошли к Reliance, которая запросила многомиллионные суммы за показы турнира на каналах Star India. Сделка между двумя компаниями решила эту проблему.

После слияния аудитория каналов и видеосервисов медиакомпании составила более 750 млн зрителей в Индии, она получила права на спортивные трансляции, а также на прокат и дистрибуцию фильмов и сериалов Disney в стране.

На индийский медиарынок также повлияет объединение двух американских рекламных групп Omnicom и Interpublic. В результате сделки появится крупнейшая в мире рекламная группа, в Индии она также станет лидером рынка.

Причина обысков — трансляции чемпионата по крикету

Возможно, причиной обысков послужили рекламные расценки на индийскую премьер-лигу по крикету, говорят источники. В этом турнире, как в американском Супербоуле, стремятся засветиться все крупнейшие рекламодатели. Споты продаются за десятки миллионов долларов. Обыски прошли сразу после начала трансляций турниров по крикету.

Один из источников утверждает, что антимонопольное дело против агентств было начато еще в прошлом году с подачи местной Торгово-промышленной палаты. В декабре 2024 года антимонопольное ведомство провело обыски в офисах производителей алкоголя, в том числе Pernod Ricard и и Anheuser-Busch InBev. Однако как эти обыски связаны с рекламным бизнесом, он не сообщает.

Топ-менеджеры индийского офиса британской GroupM просидели в офисе всю ночь, пока там работали силовики, им не разрешили уйти домой, а содержимое смартфонов было скопировано на устройства представителей властей.

В Индийском фонде радиовещания и цифровых технологий антимонопольное ведомство проверяла электронную почту, касающуюся рекламных контрактов Reliance-Disney и агентств, заявляют инсайдеры. IBDF представляет ведущих индийских телевещателей, в том числе совместное предприятие Reliance и Disney, Sony и Zee Entertainment.

Представители индийских властей заявляют, что после обысков начнется расследование, процесс будет конфиденциальным.

В случае, если медиаагентства будут признаны виновными в нарушениях антимонопольного законодательства, по местным правилам их ожидают штрафы в сумме тройной годовой прибыли или в 10% от ежегодного оборота (в зависимости от того, какая сумма больше).

Авторы:
Алина Губина
Редакция ADPASS
Главное про маркетинг и рекламу
в Telegram

Вам понравится

Телеканал «Солнце»
18.11.2025
МИДЭКСПО
06.11.2025