Гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Никита Данилов сказал, что законопроект создает риски для иностранных правообладателей и авторов, которые не представлены в России. И для российских авторов, которые, например, не проживают по адресу прописки, тоже:
ОКУП сможет находить, например, на Spotify популярный в мире контент от зарубежных авторов, вносить его в предусмотренную законопроектом информационную систему, а затем предоставлять в РФ лицензии на этот контент».
Роман Лукьянов, управляющий партнер Semenov & Pevzner считает, что требования о надлежащем поиске правообладателя описаны «в настолько общих чертах, что их можно соблюсти очень номинально»:
Такой законопроект фактически приравнивается к идее принудительной лицензии».
Принятие законопроекта приведет к легализации пиратских сервисов и снижению качества локального контента: «Сомневаюсь, что такую жертву можно обосновать поставленной целью легализовать использование архивных материалов», — считает юрист.
Один из разработчиков статьи Гражданского кодекса об открытых лицензиях, директор «Викимедиа РУ» Станислав Козловский увидел в новом законопроекте сходство с директивой ЕС 2012 года об орфанных произведениях, «которая практически не работала». Механизмом использования бесхозного произведения по заявлению едва ли будет кто-то пользоваться и в России.
В большинстве случаев сиротские произведения за деньги никому не нужны», — уверен Козловский.
Логичнее, думает он, «если бы был легальный способ использовать их бесплатно до тех пор, пока не объявится автор, а если объявился, прекратить использование, но не получить никаких обвинений в пиратстве».