Семь самых дорогих цифровых картин, проданных на первом ИИ-аукционе Christie’s
Завершившийся первый аукцион Christie’s картин, созданных цифровыми художниками с помощью искусственного интеллекта, принес авторам $729 тыс. (65 млн рублей по текущему курсу). Самую дорогую ИИ-картину, «Галлюцинации машин — мечты МКС — А», реализовали за $277,2 тыс. (около 25 млн рублей). Организаторы явно ожидали лучших показателей. 14 картин ушли ниже оценки, а шесть произведений не нашли покупателей, в том числе работа «Возникающие лица», которую оценили выше всего — $180–250 тыс. ADPASS собрал и осмотрел самые дорогие ИИ-картины, проданные на Christie’s.
В Нью-Йорке завершился первый аукцион цифровых картин, созданных ИИ, который провел аукционный дом Christie’s. На аукционе были представлены 34 лота, 14 из них были проданы дешевле минимальной оценочной стоимости, 6 лотов не нашли покупателей. Всего цифровые художники выручили $729 тыс. Это совсем небольшая сумма для Christie’s. Например, в конце февраля на аукционе современного искусства Christie’s суммарная выручка составила $21 млн.
Впрочем, первый аукцион ИИ-картин мог вовсе не состояться — перед его началом 6,5 тыс. художников подписали открытое письмо к Christie’s с требованием его отмены в связи с тем, что ИИ-модели обучаются на их работах, защищенных авторским правом. Художники заявляли, что разработчики нейросетей эксплуатируют их труд и не платят им ни гроша, однако Christie’s отговорился тем, что все картины, выставленные на аукцион, были созданы художниками-людьми, а искусственный интеллект использовался лишь для улучшения их произведений.
1 место — «Галлюцинации машин — мечты МКС — А»
Стоимость ИИ-картины: $277,2 тыс.
Оценка: $150–200 тыс.
Художник: Рефик Анадол
Самой дорогой картиной, созданной нейросетью, которую продали на аукционе Christie’s в 2025 году стала работа турецко-американского медиахудожника, соучредителя Refik Anadol Studio, Рефика Анадола «Галлюцинации машин — мечты МКС — А». Это обработанные ИИ снимки Земли, сделанные с Международной космической станции. Картину купили за $277,2 тыс. при оценке в $150–200 тыс.
2 место — «Исследовательское внедрение»
Стоимость ИИ-картины: $94,5 тыс.
Оценка: $70-90 тыс.
Художник: Холли Херндон, Мат Драйхёрст
На втором месте по стоимости продажи картина американской художницы и композитора германского происхождения Холли Херндон и британского художника, музыканта и исследователя технологий Мата Драйхёрста под названием «Исследовательское внедрение». Картина — портрет Холли Херндон, как художница выглядит в эру ИИ.
3 место — «Мужчина В-сплайн»
Стоимость ИИ-картины: $50,4 тыс.
Оценка: $55–65 тыс.
Художник: Чарльз Цури
Это самая пожилая картина из коллекции аукциона. Картину «Мужчина В-сплайн» нарисовал американский художник Чарльз Цури в 1967 году с помощью барабанного плоттера Calcomp и транзисторной консоли IBM 7090. За этот ИИ-шедевр удалось выручить $50,4 тыс. при начальной оценке $55–65 тыс.
4 место — «Дочь»
Стоимость ИИ-картины: $44,1 тыс.
Оценка: $40-60 тыс.
Художник: Клэр Сильвер
Клэр Сильвер творит в тандеме с ИИ и одновременно создает произведения акрилом, в технике коллажа и фотографии. О себе она заявляет так: «Я не строю суждений о положительных или отрицательных характеристиках нейросетей. Я лишь первобытный человек, рисующий огонь». Она сохраняет анонимность и не раскрывает о себе лишние данные. Ее новую ИИ-картину «Дочь» продали за $44,1 тыс. при оценке $40-60 тыс.
5 место — «Роспуск Ваиапу»
Стоимость ИИ-картины: $40,3 тыс.
Оценка: $30-50 тыс.
Художник: Джесси Вулстон
Пятая строчка — у картины новозеландской художницы Джесси Вулстон «Роспуск Ваиапу». Картину продали за $40,3 тыс. при оценке в $30-50 тыс. Художница называет картину цифровой скульптурой реки Ваиапу в Новой Зеландии и «воплощением противоречия между текучестью и жесткостью, природой и технологией, искусством и машиной».
6 место — «Исследование 33»
Стоимость ИИ-картины: $25,2 тыс.
Оценка: $20-30 тыс.
Художник: Сугвен Чан
Сугвен Чан — художница канадского происхождения, выросшая в Китае, а сейчас проживающая в Лондоне. В своих картинах она воссоздает образы, которые ей подсказывает искуственный интеллект. Картину «Исследование 33» продали за $25,2 тыс. при оценке $20-30 тыс. Чан описывает ее так: «Это исследование динамических взаимоотношений между человеком и машиной, ИИ собрал данные с ЭЭГ-гарнитуры и системы компьютерного зрения, отслеживающей движения тела человека, а я переложила это все на цифровой холст».
7 место — «Мария-Антуанетта после сингулярности»
Стоимость ИИ-картины: $25,2 тыс.
Оценка: $40-60 тыс.
Художники: Граймз, Марк Буше и Мария Джакобо
За $25,2 тыс. (при более высокой оценке, $40-60 тыс.) были проданы две цифровые картины «Мария-Антуанетта после сингулярности» от канадских музыкантов, увлекающихся медиакартинами — Граймза, Марка Буше и Марии Джакобо. Это два цифровых ИИ-гобелена в стиле рококо, в которые заложена концепция технологической сингулярности. Сингулярность — это гипотетический момент времени в будущем, когда технологический рост станет неконтролируемым и необратимым, что приведет к непредсказуемым изменениям человеческой цивилизации.
Последнее место — «Возникающие лица»
Стоимость ИИ-картины: не продана
Оценка: $180–250 тыс.
Художник: Пиндар Ван Арман
Главной картиной аукциона должна была стать работа американского художника и робототехника Пиндара Ван Армана «Возникающие лица». Она была создана с помощью генеративно-состязательной сети (GAN) и роботизированного манипулятора и оценена в $180–250 тыс. Это самая высокая оценка из представленных ИИ-картин. Но ни один из покупателей ей не заинтересовался.